Лимузин для Горбачева: почему последний генсек СССР забраковал «Мишку»?

Москва, 02:37, 22 Май 2020, редакция FTimes.ru, автор Андрей Андреев.

Высшее руководство страны Советов всегда любило комфортные автомобили. Еще в гараже у Владимира Ленина были самые шикарные автомобили марок Роллс-Ройс, Бьюик, Паккард. В те времена о советских лимузинах для партийных чиновников даже не задумывались – страна еще недостаточно твердо стояла на ногах. Однако сменивший у власти Ленина «вождь народов» дал указание разработать свой собственный лимузин. С этого момента великая страна стала производить свои автомобили высшего класса, пусть и с оглядкой на американский автопром. Первой «ласточкой» стал ЗиС-101, а после войны основной машиной Сталина стал ЗиС-110.

ЗиС-110

Для правительственных лимузинов обязательными являлись такие характеристики, как высокий уровень комфорта, высокая безопасность, мягкость хода, богатый интерьер. Поскольку технический прогресс в то время развивался «не по дням, а по часам», все новые разработки в первую очередь внедрялись в производство автомобилей для высших чинов.

Например, автоматическая трансмиссия была только на правительственных лимузинах, и работала она там безотказно. А вот попытка снабдить автоматической коробкой передач автомобиль «Волга» ГАЗ-21 оказалась провальной – качество производства было настолько низким, что владельцы стали массово менять «автомат» на безотказную и проверенную временем «механику». К слову, до конца существования СССР автоматические коробки передач ставились только на автомобили для высшего руководства.

ЗиЛ-4104

Так сложилось, что каждый новый генсек Страны Советов «получал» новую модель персонального автомобиля, прозванного в народе «членовозом». Не стал исключением и последний Генеральный секретарь Михаил Сергеевич Горбачев. На момент прихода Горбачева к власти самой новейшей моделью был ЗиЛ-41041, однако руководитель страны поручил конструкторам разработать новую модель. Разработка началась в 1985 году, и длилась почти три года.

Как и в прежние времена, в качестве «базовой» модели взяли самую новейшую разработку американской автомобильной промышленности. В данном случае это был Роллс-Ройс модели «Silver Spirit». В 1988 году заводчане представили на суд главы государства два прототипа ЗиЛ-4102: черный и золотистый. Острые языки шестого цеха автозавода им. Лихачева окрестили их «Мишкой» и «Раисой», намекая на первых лиц государства Михаила Сергеевича и его супругу Раису Максимовну.

ЗиЛ-4102 изначально планировался как базовая модель для целого семейства автомобилей. Конструктивно модель очень отличалась от предыдущих «собратьев», поскольку имела не рамную конструкцию, а несущий кузов. При изготовлении активно применялись стеклопластиковые детали: из него были сделаны крышки капота и багажника, пол и даже крыша. Это новшество существенно снизило массу автомобиля. Как и в предыдущих моделях, были продублированы основные системы автомобиля: топливная, тормозная, и система зажигания. Имелось даже два аккумулятора. Мотор новинка унаследовала от предшественника ЗиЛ-4104, однако благодаря сниженной массе «Мишка» разгонялся до 100 км/ч за 10 с небольшим секунд. Расход топлива составлял от 18 до 21 литра на 100 км в зависимости от скорости.

Салон автомобиля выглядел довольно футуристично и небогато в сравнении с предыдущими моделями. В частности, отделка деревом была сведена до минимума – его заменил пластик. В стремлении создать модный антураж разработчики сознательно ушли от роскоши и поплатились за это – Горбачев забраковал машину. У конструкторов был шанс довести прототип «до ума», однако в конце 80-х в стране начался кризис, денег для доработки не выделяли, и про проект благополучно забыли.

С развалом страны разработка нового лимузина и вовсе прекратилась. Сохранился единственный образец ЗиЛ-4102 «Раиса», он находится в одном из автомобильных музеев. Судьба «Мишки», увы, неизвестна.