Человек «второго сорта»: почему в исламе говорят, что у женщин нет души

Москва, 18:12, 16 Июл 2020, редакция FTimes.ru, автор Елена Галицкая.

Отношение к женщине в исламе было всегда непростым и неоднозначным. Много веков подряд представительницы прекрасного пола были в мусульманских странах кем-то вторичным, существом «второго сорта». Считалось, что у женщин нет души. Почему так? И изменилось ли сейчас в исламе отношение к женам, матерям?

Вторичность женщины

Пожалуй, ни для кого не будет новостью тот факт, что женщина среди мусульман имеет не то что неравноправное, а даже унизительное положение. Как в свое время сделал вывод востоковед Масса, Коран не проявляет к женщине ни малейшей капли нежности. И аргументирует это, в первую очередь, высказыванием из Корана:

«Разве ж тот, кто выращен в украшениях и кто в препирательстве, неясен?» (43:17)

Исходя из этого аята, женщина выступает чуть ли не абсолютно бестолковым существом, которое то и дело живет мыслями о нарядах, украшениях и в спорах.

Каноны ислама делают из женщин существа «второго сорта». По мнению многих мусульманских теологов, у них и вовсе нет души.

Почему в исламе у женщин нет души, чем это объясняется? Главным образом, вторичностью. Ведь в Коране прописано, что женщина- это лишь часть мужчины. И создана она  для того, чтобы утешать мужа.

Споры о том, имеет ли женщина душу, велись богословами несколько веков. Наконец, в 585-м году было определено, что женщина — это тоже человек, которому душа присуща. Однако права прекрасной половины по-прежнему ограничили. Женщины не могли ни учить, ни судить, ни повелевать.

В том, есть ли душа у женщины, сомневался и пророк Мухаммад. Поначалу в своих проповедях он напрочь отрицал ее возможность войти в небесные «сады вечности». Но позже стало очевидным, что в раю жизнь мужчин без женщин будет безрадостной. Тогда-то и стали «наполнять» райские сады гуриями — черноглазыми красавицами, призванными ублажать праведника.

А со временем в рай «пустили» и жен праведников:

«Войдите в рай, вы и ваши жены будете ублажены» (43:70)

Отряды смертниц

Также о том, что у женщины все-таки есть душа, заявил Аятолла Хомейни, руководствуясь при этом больше прагматическими объяснениями. Во времена войны Ирака и Ирана, объявленной священной, существовали батальоны смертниц-камикадзе. Они полегли на полях боя за веру, а таковые согласно Корану сразу попадают в рай.

И вот тут возник вопрос: как быть борцам против отступников от веры без души?

С «появлением» женской души произошло некоторое преломление патриархального мировоззрения.

Реалистическое объяснение в Коране

С происхождением женщины от мужчины и ее местом в раю все понятно, но это больше мифологические моменты. Что  касается реалистичного подхода к данному вопросу, то в Коране написано:

«Мужья стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество перед другими, и за то, что они (мужья — авт.) расходуют из своего имущества» (4:38)

Здесь говорится о ведущей роли мужчин во времена скотоводства, когда и возник ислам — в шестом-седьмом веке.

В кочевом племени мужчина всегда выступал в роли основного добытчика материальных благ, защитника, пастуха. Женщина же всегда обязана была подчиняться и материально зависела от мужа. Тринадцать веков тому назад это нашло отражение в Коране.

Подчинение и послушание

Семейная жизнь мусульманки — это долг всецело подчиняться мужу, соблюдать послушание и удовлетворять желания. В том случае, если жена не исполняет ту или иную свою обязанность,согласно Корану, то мужчина должен сделать следующее:

«А тех, непокорности которых вы боитесь, увещайте и покидайте их на ложах и ударяйте их. И если они повинятся вам, то не ищите пути против них» (4:38)

По словам пророка Мухаммада, женщины заслуживают хорошее обращение, но все равно они в неравном положении. Потому с ними нужно обращаться с великодушием и жалостью, ведь они «у мужей как бы пленницы и сами не имеют никакой воли» и не имеют права управлять даже теми вопросами, которые их касаются.

Наконец, если долг мусульманина повиноваться богу-Аллаху, то долг мусульманки — повиноваться своему земному богу — мужу. Таковы исламские каноны.

Чувство превосходства и главенствующая роль воспитывались у мужчин-мусульман с самых ранних лет. А девочкам давалось понять, что они «второсортны», неполноценны и абсолютно бесправны.

Поэтому в семьях «боги и цари» — мужчины, которые всегда и во всем занимают главенствующие позиции.

Более того, маленький мальчик имеет право потребовать от старшей сестры немедленно принести или подать ему что-то. И он прав, ведь он — мужчина.

Стоит сказать и о том, что с рождением девочки в мусульманские семьи приходит грусть — такому рождению мало радуются. Чего не скажешь о рождении сына!

«Рай под ногами матерей»

А вот к женщине-матери в исламе отношение совсем другое. Пророк Мухаммед славит ту, которая дает жизнь. «Рай под ногами матерей» — говорит он, утверждая, что мать является самым главным и самым близким человеком. Только мать способна искренне любить, ее любовь истинная и священная, говорил пророк.

Особенный почет  многодетной матери, и неважно кого она родила — мальчиков или девочек.

Бесчисленные правила и запреты

В мусульманских странах женщины обязаны подчиняться многочисленным правилам поведения. Есть такие, которые в нашей стране были бы дикостью. К примеру, у мусульман принято пропускать вперед не женщину, а мужчину. Женщина не имеет права обгонять мужа на дороге.

Прекрасной половине мусульмане в транспорте не уступают место.

Ущемлены женщины и в правовых вопросах. Давая присягу либо беря на себя какие-то обязательства, женщина прежде всего должна спросить разрешения  у своего мужа или отца.

Несмотря на то, что уже признали факт наличия души у женщины, и что прекрасная половина человечества потихоньку начинает получать полноправные права и наравне с мужчиной учиться, работать и принимать участие в общественной жизни, она по-прежнему считается второй после мужчины. Потребуется много веков, чтобы установилось настоящее равноправие между полами.