Как в СССР распределяли трофейные машины из Германии
Москва, 10:45, 07 Авг 2020, редакция FTimes.ru, автор Евгения Ковалева.
Вместе с боевой техникой Советская армия после капитуляции Берлина получила внушительный парк немецких автомобилей. Трофейные машины предназначались для организаций и офицерского состава. Военное руководство среди прочего получило роскошные кабриолеты.
Машины и мотоциклы из Германии часто встречались на территории СССР в послевоенное время. Правда, срок эксплуатации некоторых моделей был недолгим из-за отсутствия запчастей. Немецкие автомобили использовались таксопарками, сельскохозяйственными и производственными предприятиями. Часть машин стала собственностью физических лиц. Но человеку, в отличие от организации, получить авто было сложно.
Ранговое распределение
В Советской армии автомобили начали выдавать в соответствии с постановлением Наркома №9036 от 9 июня 1945 года. Чем выше ранг был у человека, тем на более престижную модель он мог рассчитывать. Младшему офицерскому составу вместо машины часто доставались мотоциклы.
Постепенно условия получения трофейного транспорта ужесточались. К концу 1945 претендовать на машины могли военные в должности не ниже майора. Весной 1946 планка дошла до полковника. При этом получатель должен был выкупить автомобиль. Дополнительно ситуацию осложнило возобновление работы таможни. Пошлины за автомобили значительно увеличивали расходы получателей.
Основная часть немецкого автопарка распределилась среди советских организаций. Легковые машины получили таксопарки. Внедорожники, вроде Volkswagen Typ 82, использовались сельскохозяйственными структурами. Правда, владельцы отмечали, что они уступали советским аналогам по проходимости.
Известные трофейные автомобили
Некоторые немецкие машины оставили след в памяти и истории. Так, автобус Opel Blitz фигурировал в книге «Эра милосердия», по которой снят сериал «Место встречи изменить нельзя». Правда, до дебюта в советском кинематографе автомобиль не дожил.
Популярностью среди военного руководства пользовались кабриолеты. Их выделяли генеральскому составу и героям войны. Роскошный Steyr 220 использовался Петром Мжачих, возглавлявшим 88 танковый полк. Модель, в отличие от автобуса-ровесника, засветилась в кино. Кабриолет выпуска 1938 года водил антигерой «Брата-2».
Из спортивных моделей в послевоенном СССР популярность снискал Horch 853. Считается, что этими кабриолетами владели маршал Иван Баграмян и легендарный летчик Покрышкин. Юлиан Семенов, автор книги «17 мгновений весны», посадил за руль «хорька» Штирлица.