Операция «chargeback»: как вернуть деньги при покупке бракованного товара через интернет
Москва, 12:39, 17 Авг 2020, редакция FTimes.ru, автор Евгений Омельченко.
В современную цифровую эпоху мы используем интернет в самых разнообразных сферах жизни. Уже привычным явлением стала покупка товаров онлайн в интернет-магазинах. Особенно актуально это явление стало в период карантина, связанного с распространением коронавирусной инфекции.
К сожалению, при онлайн-покупках есть риск получить некачественный товар, либо совсем не тот, который хотелось. Как в таком случае вернуть свои деньги?
Чарджбэк работает, но не во всех случаях, и не для всех банков
В интернете сейчас полно недобросовестных продавцов. К примеру, вы приобрели куртку, она пришла, но совсем не того размера. При попытке возврата товара можно столкнуться с мошенничеством, так как интернет-магазин может не захотеть возвращать деньги за совершенную покупку, да и вообще отмалчиваться и не выходить на связь. К счастью, покупатель может оспорить платеж, совершенный при помощи банковской карты. Эта процедура получила название чарджбэк (chargeback).
На законодательном уровне в России не закреплено понятия «чарджбэк», так что каждый банк индивидуально принимает для себя решение, работать ли с данной функцией или нет. Поэтому клиентам важно заблаговременно узнать, предполагается ли их банком использование процедуры чарджбэка. Эксперт по платежным системам и расчетам Банка России Михаил Бедловский акцентирует внимание на том, что во внутренних правилах банка должны быть расписаны условия осуществления операции возврата денег при покупках через интернет. Они должны быть одинаковыми для каждого клиента.
В России большинство банков успешно внедрили в свою работу функцию «chargeback». Для ее осуществления потребуется участие трех сторон – банка клиента, банка продавца и платежной системы, через которую проходила оплата за покупку. Покупатель может оспорить только тот платеж, который был выполнен с участием юридического лица. Возможность активировать опцию возврата денег имеется в следующих случаях:
- за товар были заплачены деньги, но он не попал к покупателю;
- получен бракованный товар;
- пришел не тот товар, который был описан;
- за одну покупку деньги были списаны дважды;
- было списано большее количество денег, чем это указывалось.
В большинстве случаев чарджбэк осуществляется без комиссии, но банк может прописывать дополнительные условия, на которые следует обращать внимание. Нужно помнить, что если клиент перевел деньги не тому продавцу или неудачно инвестировал деньги по своей воле, то он не может рассчитывать на возврат материальных средств на банковскую карту.
Порядок действий для возврата денежных средств на карту
Итак, как следует действовать, если возникло желание вернуть деньги за купленный в интернете товар? В первую очередь, следует связаться с продавцом (по телефону или через электронную почту). Возможно, интернет-магазин сам пойдет вам навстречу и компенсирует денежные средства либо заменит товар. Но если продавец не отвечает неделю, а то и две, тогда нужно действовать незамедлительно.
Необходимо подать заявление в свой банк, прикрепив к нему чек оплаты за товар, а также переписку с продавцом. В некоторых случаях банки требуют, чтобы клиент лично написал заявление. Оно рассматривается в течение тридцати дней для внутренних операций, и шестидесяти – для зарубежных. Далее уже слово за банком: он может потребовать от клиента дополнительную документацию, попытаться связаться с продавцом, или вообще отказаться выполнять чарджбэк.
Через платежную систему будет направлена претензия в банк продавца. Теперь уже там начнут рассматривать ситуацию, оценивая, имело ли место необоснованное снятие денежных средств. И если они найдут основания этого, то возврат средств на карту будет выполнен. Помните, что после оплаты за товар у клиента есть 120-180 дней для опротестования перевода. При этом, банк также может изменять срок подачи заявлений по возврату денег на карту. Этот вопрос также желательно предварительно изучить.
В любом случае, у человека сохраняется шанс вернуть на карту деньги за бракованный или несоответствующий описанию товар, но лучше не доводить ситуацию до критической. Сотрудничайте только с проверенными интернет-магазинами, и не доверяйте сомнительным организациям. В интернете всегда есть риск нарваться на мошенников, и тогда можно будет забыть о потраченных деньгах навсегда.