Грандиозная сталинская стройка: подводный тоннель от Сахалина к материку
Москва, 20:49, 25 Сен 2020, редакция FTimes.ru, автор Евгений Омельченко.
Когда после Октябрьской революции 1917-го года к власти пришли большевики, они тут же заявили о своих амбициях. Были запланированы, в том числе, крупные стройки, которые должны были стать прорывами созидания. Поворачивались вспять реки, прокладывались тысячи километров дорог, возводились гигантские заводы. Грандиозной вехой в истории СССР должен был стать тоннель, который бы соединил остров Сахалин с материком. Но строительство, начатое Сталиным в послевоенные годы, так и не было завершено.
После войны Сталин был готов возвести десятикилометровый тоннель в Японском море
Сахалин мечтали соединить с «большей землей» еще во времена существования Российской империи. Каждый раз проекты сворачивались из-за невозможности их реализовать за приемлемые средства. В 1950-м году, немного оправившись от разрушительных последствий Великой Отечественной войны, в Советском Союзе решили все же построить тоннель на Сахалин. Проект курировал лично генсек Иосиф Сталин. Специальная комиссия была отправлена на остров, и было принято решение – лучше всего будет соединить материк и остров подземным туннелем.
Реализация идеи осуществлялась под грифом секретности, и в официальных сводках здесь сооружалась железнодорожная ветка «Комсомольск-на- Амуре – Победино». В реальности у советского руководства были грандиозные планы возвести целую сеть подземных тоннелей, в том числе, с ложными направлениями. План работ был утвержден в сентябре 1950-го года, и все было готово к стройке.
Предполагалось, что протяженность железнодорожных путей составит триста двадцать семь километров, начиная от сахалинского мыса Погиби. Они должны были простираться от мыса Лазарева до станции «Селихин» недалеко от города Комсомольск-на-Амуре. Конечно же, по Японскому морю тоннель планировали проложить кратчайшим путем, и его длина составила бы десять километров.
Работы проводились за счет физической силы заключенных ГУЛАГа, многие из которых погибли от болезней
Воодушевленные и полные надежды, советские лидеры принялись реализовывать намеченный грандиозный проект. С государственной казны было выделено более семисот миллионов рублей – немыслимая на то время сумма. Но дело было не только в деньгах, а в использовании огромного количества человеческих ресурсов и техники. Стройку решили выполнить за счет ссылаемых на Сахалин преступников и политических заключенных, также сюда принудительно направлялись военные и профессиональные инженеры.
Но поспешность сыграла со строителями злую шутку. В месте строительства не успели организовать нормальные условия труда, работникам приходилось жить в непонятных, возведенных на скорую руку бараках. Из-за этого люди начали болеть, среди них активно распространялась цинга и другие недуги. В таких условиях не могло быть и речи о том, чтобы эффективно выполнять положенные работы. Кроме того, к отдаленному региону Советского Союза было трудно доставить строительные материалы и снаряжение.
Строительство свернули после кончины Сталина и амнистирования многих заключенных
«Мучения» продолжались на протяжении трех лет, а в 1953-м пришло трагическое известие о гибели Сталина. Это многое изменило, ведь сосланные на Сахалин по политическим мотивам заключенные были амнистированы и вернулись домой. А они составляли основную часть рабочих рук, занятых в строительстве тоннеля. В итоге удалось возвести сто двадцать километров железнодорожного полотна в материковой части страны, а вот на Сахалине работы так и не сдвинулись с места. Так что подземный тоннель так и остался нереализованной мечтой.
Работы были свернуты, а напоминанием о них стала одна-единственная шахта в земле, которой так и не суждено было соединить Сахалин с материком. На самом деле, в Советском Союзе планировали реализовать множество амбициозных проектов, но многие из них так и не были воплощены в реальность. В части из них советское руководство просто переоценило свои возможности, другие же были свернуты потому, что СССР канул в лету, а в России не стали довершать грандиозные стройки.