Кротонская дамба: величественное инженерное чудо, спасшее Нью-Йорк

Москва, 08:15, 05 Ноя 2020, редакция FTimes.ru, автор Евгений Омельченко.

Традиционно Нью-Йорк привлекает путешественников огнями острова Манхэттен, величественными небоскребами, вроде Эмпайр-стейт-билдинг и Бруклинским мостом. Однако «Большое яблоко» славится не только этими достопримечательностями, но и неприметными постройками. Одной из таких является кротонская дамба, которая хоть и находится за чертой города, но является инженерным чудом девятнадцатого века.

Из-за стремительно роста населения города назрел вопрос строительства новой дамбы

Кротонская дамба является частью системы водообеспечения многомиллионного населения Нью-Йорка. Туристы уделяют ей не так много внимания, а очень даже зря. Город может существовать без небоскребов, однако без этой дамбы его бы нельзя было представить в том виде, в котором он виден сейчас.

Дело в том, что Нью-Йорк конца девятнадцатого столетия представлял собой довольно удручающее зрелище: улицы были переполнены мусором, жителей донимали эпидемии, а ведь город стремительно разрастался. К началу двадцатого века сюда стали толпами съезжаться мигранты со всего мира. Если бы не Кротонская дамба, в городе не хватало бы питьевой воды.

Нью-йоркская дамба, построенная в 1842-м году, до 1885-го года была способна обеспечивать население города. Дело в том, что в середине девятнадцатого столетия Нью-Йорк был лишь провинциальным городком, однако начал развиваться. Тогда остро стал вопрос о необходимости строительства более мощной дамбы и акведука к ней, чтобы увеличить снабжение города водой с 340000 до миллиона кубометров в сутки. В результате на реке Кротон была возведена новая дамба, которая буквально спасла нью-йоркцев.

Кротонская дамба на момент строительства была чудом света

Глава департамента по уборке улиц Джеймс Коулмэн получил тендер на строительство новой дамбы. Ему дали сумму в размере четырех миллионов долларов, которая казалась космической на тот момент. Надо отдать должное, что Коулмэн не «прикарманил» половину денег, как это сделали бы современные российские чиновники, а воспользовался ею с умом. Пришлось повозиться,  ведь для возведения дамбы затопили пятьдесят километров жилых земель с домами, фермерскими угодьями, школами и прочей инфраструктурой. Бюрократическая волокита и отселение людей тянулись долго, но в 1892-м году работы начались.

Правда, лавры славы должны достаться не Коулмэну, который был чиновником, а инженеру Альфонсу Фэлею. Именно он спроектировал это чудо света, которое на момент возведения было самой высокой дамбой в мире и самым большим каменным сооружением. Кротонская дамба уступала только египетским пирамидам и Великой китайской стене.

Для строительства пришлось приложить немало усилий, вырыв котлован глубиной сорок метров и выложив 650 тысяч кубических метров камня. Для доставки гранитной породы к месту работы даже построили отдельную железнодорожную линию, на которой функционировал один из первых в мире паровых локомотивов.

К работе привлекли итальянцев, которые трудились за копейки в адских условиях

Далее двухтонные гранитные блоки кранами, работавшими по принципу подвесной канатной дороги, доставляли наверх. Это сейчас все эти действия кажутся рутинными, но тогда, в конце девятнадцатого века, еще не было таких технологий, так что строители совершили подвиг.

Причем американцы не обошлись без помощи европейских специалистов. Для строительства пришлось обратиться к итальянским каменотесам. Их доставили прямиком из Италии, дав им на руки по двадцать пять долларов, чтобы тех пустили в США. Правда, после пересечения границы деньги у работников быстренько забрали, а их самих поселили в бараках. Невероятно, но итальянцы выполняли тяжеленную физическую работу всего за 1,3 доллара за десятичасовую смену. Американскому рабочему пришлось бы выплачивать более двух долларов за аналогичный труд.

Для возведения Кротонской дамбы также пришлось изменить русло реки, и прорыть канал шириной 61 метр и длиной триста метров. В итоге фантастическую по масштабам работу удалось выполнить за восемь лет, ведь её не прекращали даже в зимние холода и вели круглосуточно. Официально дамбу ввели в эксплуатацию в 1906-м году, а с учетом достроек и реконструкций стоимость возведения составила 7,7 миллионов долларов.

Кротонская дамба не только уникальна с инженерной точки зрения, но и необычайно красива. В начале двадцатого века она показала всего миру, что американская нация способна на все что угодно, даже пустить реки вспять. Правда, в то время о тяжких усилиях итальянских строителей предпочитали не распространяться. Это не отменяет величия дамбы, которая была построена в момент, когда паровые двигатели и конвейеры Форда оставались лишь мечтой.