Что веками искали на дне священного колодца бога Ум-Чака
Москва, 15:50, 14 Ноя 2020, редакция FTimes.ru, автор Евгений Омельченко.
На полуострове Юкатан в Мексике расположился древнейший центр цивилизации майя – город Чичен-Ица. Здесь можно полюбоваться храмом Кукулькана, который также окрестили пирамидой пернатого Змея. Внимание следует уделить еще одному необычному объекту – священному колодцу, который окрестили колодцем. «пресекающим жизни», и на то есть причины.
Из колодца не пили воду, а использовали для жертвоприношений
В карстовой воронке поселения индейцев Чичен-Ица расположился естественный источник питьевой воды. Однако люди никогда не пили из него воду, ведь это место предназначалось для других целей, от которых у представителей современного общества волосы «встанут дыбом». Этот колодец стал местом жертвоприношений богу полей и лесов Юм-Чаку. Однако это божество не довольствовалось подачками в виде монет и драгоценностей, так что ему «на поживу» в колодец отправляли детей и юных девочек.
В карстовую воронку глубиной шестьдесят метров бросали девственниц для того, чтобы попросить у божества дождь. Казалось бы, в засушливую погоду можно было просто воспользоваться естественным колодцем для получения воды, но индейцы майя думали иначе. Засуха является обычным явлением для полуострова Юкатан, так что поля в городе Чичен-Ица находились под угрозой без дождей.
Испанский архиепископ Ланда, в 1566-м году впервые побывавший на земле майя, рассказал о пугающем индейском обычае бросать людей в колодец. Конкистадоров интересовали не сколько останки людей, отправленных на гибель в воронку, а драгоценности и золото, которые могли там находиться. Однако на дне колодца был слой в одиннадцать метров из грязи и ила, так что добраться до желанных сокровищ не представлялось возможным.
В двадцатом столетии из колодца извлекли золотые изделия, украшения и человеческие кости
В 1885-м году американского консула в Мексике Эдварда Томпсона продолжала занимать идея извлечения драгоценностей из колодца майя. Он потратил все свои сбережения на покупку земли в месте нахождения колодца и закупку необходимого оборудования. Со дна воронки стали черпать ил, который доставляли на поверхность и тщательно обыскивали. Удалось найти множество человеческих костей, а также разные деревянные предметы.
Однако Томпсона не интересовали останки жертв, он жаждал наживы. Он был настолько одержим своей целью, что прошел курсы водолаза и в компании еще двух человек спустился на дно колодца. Он таки сумел найти, что хотел: золотые диски, маски, короны. Томпсон стал постоянно погружаться на дно, и в конечном итоге обзавелся внушительной коллекцией сокровищ и ювелирных украшений.
Люди всегда жаждали денег, и даже после ухода Томпсона в мир иной не прекратили искать сокровища в священном колодце Чичен-Ица. Здесь побывали мексиканский исследователь Давалос Уртадо, американец Кирк Джонсон в шестидесятые годы прошлого столетия. В итоге со дна был поднят еще ряд керамических изделий и человеческих останков.
Конечно же, исследователей интересовали не только золото, но и культурная ценность находок, некоторые из которых датировались девятым веком. Провели анализ и человеческих костей из колодца. Вопреки легендам о том, что в колодец якобы бросали исключительно юных невинных девочек, в нем нашли и мужские останки.