Учёные ищут разгадку «взрывающихся» кратеров в Сибири

Москва, 12:10, 05 Дек 2020, редакция FTimes.ru, автор Яна Чинкова.

Ученые пытаются выяснить, откуда взялись огромные провалы близ полуострова Ямал. Гигантские размеры кратеров натолкнули на разные версии о их происхождении, порой абсолютно невероятные. Но специалистов больше волнует вопрос о том, смогут ли такие необычные явления нести угрозу для планеты и ее населения.

Как обнаружили сибирские кратеры

Огромную дыру в мерзлой сибирской земле, которую сейчас именуют кратером, обнаружили случайно. Ее увидели представители Надымского авиаотряда с высоты птичьего полета. Воронку сложно было не заметить: яма глубиной более 50 метров и шириной около 20 шокировала очевидцев. Оказалось, что такое углубление на Ямале находится не в единичном экземпляре. По состоянию на 2020 год таких кратеров в Сибири уже 17.

Из-за того, что воронки расположены в труднодоступных, малопригодных для жизни местах, точное время их появления установить невозможно. Однако невероятное явление так заинтересовало геологов, что на место сразу же отправилась экспедиция. Условия изучения кратера были экстремальными: его окружность полностью усеяна снегом и льдом, и спуститься туда можно только с помощью альпинистского снаряжения.  Кроме того, ученые очень ограничены во времени: в течение двух лет в таких кратерах появляются озера. Поэтому найти такие явления — большая удача для геологов.

Почему появляются гигантские дыры в земле

Ученым удалось взять образцы почвы и льда с подножья сибирского кратера. Их изучение показало, что виновником странного движения почвы, вероятно, стал газ метан. В подобных регионах он накапливается под землей в огромных количествах и периодически ищет “выхода на волю”. Процесс формирования такой почвы очень долгий, а вот сам взрыв — практически молниеносный.

Существует также версия о том, что появление подобных воронок является следствием криовулканизма. Этот процесс мало известен современному человеку, ведь для нашей планеты такое явление нехарактерно. Точно известно, что такие ледяные взрывы могут нанести серьезный ущерб деятельности человека, и ситуация углубляется из-за большого количества парниковых газов в атмосфере. Исследовав и сравнив несколько воронок, ученые заявили, что на появление каждой могло повлиять потепление климата, и, как следствие, нехарактерное жаркое для этих регионов лето.

Конечно, появились и другие версии, научно не обоснованные, но интересные. В народе говорят, что такие кратеры возникли из-за появления в регионе пришельцев, которые парковали в этих местах свой “неопознанный летающий объект”. Наверное, он был не маленького размера, учитывая гигантские размеры дыры.

Чем опасно для человечества появление таких кратеров

А если серьезно, то такие природные явления вызывают тревогу и опасения ученых. Немногим “повезло” стать свидетелями возникновения этих воронок. Но есть сведения женщины-оленевода, которая была в месте подобного взрыва и ощутила мощные подземные колебания. Хотя она находилась на расстоянии 300 метров от воронки, у нее были все шансы погибнуть. Но женщина, к счастью, вовремя убежала.

И это лишь одна из сторон взрывоопасной «медали». Ученые пытаются выяснить, есть ли реальные угрозы для жителей северного региона, и приходят к мнению, что не так опасно само появление воронки, как огромное количество нефте- и газопроводов в этих местах. Ведь неизвестно, где “рванет” в следующий раз. Специалисты говорят, что выделение метана само по себе провоцирует глобальное потепление, и регион из-за этого может попасть в замкнутый круг.

Ученые ведут активную исследовательскую работу в этих местах. Они уже смогли определить два предполагаемых места взрыва, и, возможно, это предотвратит серьезную опасность для людей. Но не меньше геологов беспокоит изменение в составе сибирской почвы и истончение корки льда. К сожалению, это прямое доказательство неконтролируемого изменения климата.