Возрождение дирижаблей: смогут ли они снова конкурировать с самолетами
Москва, 18:05, 14 Июн 2021, редакция FTimes.ru, автор Евгений Омельченко.
На рубеже девятнадцатого и двадцатого столетий началась эра использования новых летальных средств – дирижаблей. Применение легких грузоподъемных аппаратов сулило огромные перспективы. Их начали активно использовать в гражданской авиации, планировалось также применение в военной сфере. Однако масштабная катастрофа лайнера Гинденбург в 1937-м ужаснула общество и привела к закату дирижаблестроения. До конца века они канули в забытье, но сейчас всерьез рассматривают проекты обновленных дирижаблей.
Почему дирижабли «канули в лету» в середине XX века
Построенный в 1936-м году инженерами Третьего Рейха дирижабль Гинденбург стал самым большим в своем роде на то время. Он начал осуществлять перелеты через Атлантику, создатели строили «наполеоновские» планы использования транспорта. Всё закончилось 6 мая 1937-го, когда огромное судно взорвалось в воздухе над американской военно-морской базой Лейкхерст. Погибло 35 человек.
Крушения дирижаблей происходили и раньше, но не были такими масштабными. Сложность доставляло использование взрывоопасного водорода. В результате трагедии инженеры всего мира переключились на разработку самолетов и вертолетов. Дирижабли утратили популярность, никто не хотел вкладывать средства в развитие опасных технологий.
Интерес к дирижаблестроению возобновился в конце прошлого столетия. Однако такие судна используют в ограниченных сферах – для размещения рекламы, развлекательных полетов на близкие расстояния, наблюдения. Ни о каком массовом применении в гражданских или военных целях не идет речи.
Какие у дирижаблей преимущества
Современные версии дирижаблей представляют собой гибридные летательные аппараты, способные садиться на землю и воду. Теперь в качестве наполняющего их газа используют безопасный гелий. Инновационные устройства способны развить скорость до 200 км/ч. Также обращает на себя внимание солидная грузоподъемность – способность перевозить на борту в среднем 60-120 тонн грузов.
Безопасность теперь находится на уровне. При повреждении обшивки дирижабль не взорвется, а медленно опустится на землю из-за утечки газа. Также такие летательные аппараты отличаются экологичностью – их дизельные двигатели допускают гораздо меньше вредных выбросов в воздух, чем самолеты.
Почему современные проекты не воплощают в жизнь
Среди возможных недостатков, которые всё еще не позволяют пустить производство дирижаблей на массовый поток – дороговизна обслуживания, оборудование больших взлетных площадок (размером с футбольное поле). Тем не менее, плюсы перевешивают минусы, и у дирижаблестроения есть будущее. Ведущие страны мира разработали национальные программы строительства дирижаблей и активно их развивают.
На данный момент дирижабли массово не летают, потому что недостаточно государственных финансовых влияний в эту сферу. Необходимо, чтобы крупный предприниматель (вроде Илона Маска) рискнул и сделал «ставку» на новые летательные аппараты. Но никто не желает идти на такой риск, памятуя о прошлых неудачах. Да и использовать самолеты с вертолетами привычнее.
Также не хватает человека, который горел бы желанием развивать дирижаблестроение. Достаточно вспомнить, что начало эры дирижаблей связано с изобретателем Фердинандом фон Цеппелином, который является творцом этих летательных аппаратов. Остается только ждать, когда такая горящая делом личность появится. На сегодняшний момент большинство перспективных разработок дирижаблей находится на проектной стадии. Не хватает лишь небольшого толчка, веры в эти летательные аппараты. Никто не верил в успех электрокаров, пока не пришел Илон Маск со своей Tesla. Дирижабль ждут своего «возродителя».