Что нужно знать об СССР, чтобы полностью «погрузиться» в атмосферу «Служебного романа»

Москва, 09:35, 13 Авг 2021, редакция FTimes.ru, автор Полина Белкина.

Одной из самых любимых картин Эльдара Рязанова да, в общем, и всего советского кинематографа до сих пор является “Служебный роман”. Признайтесь, очарование этой ленты никогда не позволяет вам продолжать переключать каналы далее и, зная наизусть все фразочки от “Идите вы, Шурочка, в бухгалтерию” до “Походка от бедра”, мы все равно смотрим как в первый раз с любого места, улыбаясь и теплея нутром. Интересно, а какими глазами смотрит эту картину современная молодежь, как она понимает этот фильм через призму своего оцифрованного мировоззрения, и понимает ли вообще?

Разбираем основные элементы, отображающие жизнь конца 70-х годов прошлого века, способные сейчас вызвать ступор у молодых людей, не столкнувшихся в силу возраста с советскими реалиями. 

Офисные порядки

Сейчас просто невозможно представить себе, что атмосфера, царящая в статуправление, которое фигурирует в фильме, имела место быть в реальности, но это так. Да, в те годы никого не удивляло и никому не составляло проблем повальное курение в офисе. Современным офисным работникам для того, чтобы покурить, нужно выходить в курилку, на балкон или на улицу, навлекать на себе порицание ЗОЖников и недовольство начальства, но в те годы в столичных учреждениях это считалось абсолютной нормой.  

Еще одним фактом, способным отправить в “осадок” современную молодежь, является вмешательство в личную жизнь всяческих профкомов и месткомов. Если брать глубже, те, кому 30 и меньше из всяческих “комов” знают только комедию ситуаций — ситком, и им сложно представить, что их личную переписку в фейсбуке или телеграме предадут огласке и будут обсуждать напыщенные тети и дяди с партбилетами. В те же времена именно на комитетах разбирался моральный облик сотрудников и выносились выговоры за недостойное поведение.

Героине фильма Оленьке Рыжовой, которая писала любовные письма сотруднику Самохвалову, в фильме грозило именно такое пропесочивание на общественном собрании. Многие до сих пор вздыхают за тем временем, считая, что тогда и мораль была выше, и люди были совестливее, но в 20-х годах XXI века в целом это воспринимается как ограничение свободы и, как выразилась бы молодежь, просто “дичь”.

“Достать” вещь и не попасть в перерыв

Работа торговых предприятий с того времени тоже изменилась до неузнаваемости. Сейчас риск застать закрытый в обед магазин практически равен нулю, это возможно разве что в периферийном магазине, и то в качестве исключения. В советские же времена обед с 12:00 до 13:00 был повсеместным явлением, и поход в него должен был учитывать этот суровый тайминг. Оленька с авоськой со всех ног стремится попасть в гастроном до перерыва, поскольку предприятия торговли практически не были ориентированы на покупателя в графике работы, и после трудового дня можно было попасть либо на закрытый магазин, либо на огромную очередь. Имея сейчас под боком магазины, которые работают 24/7 и изобилуют товарами, нужно очень постараться и включить всю фантазию, чтобы представить такое “обслуживание”.

Отдельное недоумение вызывает у современных зрителей и глагол “достать” применительно к вещам. Тотальный дефицит в СССР породил целую систему осведомителей и полезных связей в торговле для того, чтобы доставать редкие товары. Бесподобная секретарша Верочка в исполнении Лии Ахеджаковой “достала” батничек, чему несказанно рада. Понять ее могут только выходцы из СССР, поскольку сейчас благодаря развитой торговле, в том числе и в интернете, можно купить любую вещь, были бы деньги.

Тонкий троллинг Рязанова

Фильм “Служебный роман” является сатирой на офисную работу того времени. Если внимательнее присмотреться, то даже искушенный зритель, видевший этот фильм уже несколько десятков раз, сможет с удивлением заметить, что режиссер Рязанов даже мелким деталям придал комичность. Так, вывески на центральном входе в здание, где располагается статистический отдел, невозможно читать без хохота. Здесь и “НИИ Чего” — замечательный научно-исследовательский институт, и московское управление рыбного строительства “Мосрыбстрой”, и самое важное управление “Главкость”, и даже “Комитет по делам угля”. Вообще весь фильм пропитан доброй иронией к тому времени и лишен пафоса, крупным планом показывая именно личное, человеческое. 

Благодаря этой камерности и душевности он и получил заслуженное место в сердцах зрителей, и удерживает его уже полвека. И пусть безнадежно устарели многие детали из фильма, пусть некоторые моменты вызывают у современных молодых людей искреннее недоумение, но основная идея фильма — вне времени.