Творческая судьба «советской Марлен Дитрих» Любови Орловой, которую Сталин называл любимой актрисой

Москва, 03:40, 13 Янв 2022, редакция FTimes.ru, автор Елена Черненко.

О Любови Орловой знает даже современное поколение, что уж говорить о советских людях, видевших в ней талантливейшую актрису, красивую женщину, ставшую негласным символом всего кинематографа первой половины 20 века.

Постепенно герои пленочных фильмов, увы, уходят в прошлое. Рынок кино переполнен до краев. А ведь сложно не согласиться, что судьба многих актеров заслуживает внимания. Любовь Орлова не зря была любимой актрисой Иосифа Сталина.

Судьба артистки была предопределена еще в детстве

Любовь Орлова родилась в далеком 1902 году в подмосковном Звенигороде. Ее семья была непростой: папа, Петр Орлов — военный чиновник, служил в ведомстве; мама, Евгения Сухотина, происходила из старинного рода дворян. Раннее всестороннее развитие и воспитание Любочке были обеспечены. Кстати, именно так, уменьшительно-ласкательно, ее называли даже коллеги по Московскому академическому театру.

Примечательно, что великий русский писатель Лев Толстой являлся дальним родственником семьи Сухотиных. В детстве Люба получила в подарок от самого Льва Николаевича книжку «Кавказский пленник». Ребенок рос в атмосфере высокого искусства, что не могло не сказаться на дальнейшей жизни. Люба очень любила не только читать, но и прекрасно пела, брала уроки классического танца.

В доме часто бывал и другой известный человек — Федор Шаляпин. Когда артист увидел домашнюю постановку с участием младшей дочери Орловых, то сразу понял, что перед ним талант. Он советовал родителям отдать девочку в театральную студию, но они решили по-другому, видя в ней будущую пианистку.

На вступительном экзамене в музыкальную школу девочка умудрилась удивить преподавательскую комиссию. Они никогда не видели, чтобы кто-то так хорошо играл, совершенно не зная нот. Впрочем, вскоре этот пробел был заполнен. У Любы была замечательная память.

Орлова продолжила обучение в Московской консерватории, но закончить ее девушке не удалось. Началась Гражданская война, и студентке пришлось искать подработку, чтобы помочь семье. Она устроилась тапером сразу в нескольких кинотеатрах Москвы. А после и вовсе бросила обучение и пошла работать преподавателем музыки и танцев.

Как только это стало возможным, Любовь Орлова вновь поступает на учебу, на этот раз в Московское театральное училище им. А. Луначарского. Став профессиональной танцовщицей, она получает место в труппе В. И. Немировича-Данченко в Музыкальном театре.

Одаренная девушка выступает с танцевальными и вокальными номерами. Постановщики видят в ней универсальную артистку, потому вскоре позволяют создать собственную концертную программу. Так о ней узнало еще больше людей. В конце концов слухи о ее таланте дошли до Сталина.

Слава киноактрисы и восхищение Иосифа Сталина

Несмотря на ошеломительный успех в театре, в кино Любовь Петровну не брали. Режиссеры не видели в ней киноактрису. На первом прослушивании ей заявили, что именно внешность мешает ей попасть в кино.

Но в 1933 году случился неожиданный поворот. Режиссер Григорий Александров посещает театр В. И. Немировича-Данченко, где играет Орлова. 31-летняя артистка заворожила своим талантом мастера. У него отныне не было сомнений в том, что именно она должна сыграть Анюту в его ленте «Веселые ребята». Однако кино долго ждало своего часа, прежде чем его пропустила цензура.

Существует мнение, что именно с этого фильма советский кинематограф начал опережать популярность театра. Но Александров также снял Орлову в главных ролях своих работ «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь». Режиссер и сценарист специально прописывал роль под таланты Любови, чтобы они непременно были раскрыты и принесли славу как самой актрисе, так и фильму в целом.

Нарастающая волна популярности Орловой захлестнула и вождя Иосифа Сталина. Узнав, что фильм «Веселые ребята» все еще пылится на полке, он дал распоряжение немедленно выпустить картину в прокат, а также присудил Орловой звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Во время войны Любовь Орлова не раз посещала фронт, чтобы поднять боевой дух солдат своими песнями и танцами.

Продолжила свою трудовую деятельность актриса в Государственном академическом театре им. Моссовета. Здесь она проработала около 30 лет, однако сыграла не так много ролей — всего 6. Да и в кино с конца 50-х годов ее почти не приглашали. Реанимировать былую славу режиссер Александров попытается в 1974 году, сняв Олову в роли 30-летней героини. Но публика не восприняла такую попытку. Актрисе было уже за 70.

На что пришлось пойти Любови Орловой ради кинематографа

Критик В. Вульф писал, что Григорий Александров «лепил» Орлову под образ Марлен Дитрих. Конечно, советские зрители в своей массе не ведали о славе зарубежной актрисы, но сам рецепт был беспроигрышным. Впрочем, всенародная слава и любовь подействовали на Любовь Петровну таким образом, что она не желала принимать свое естественное увядание. Борьба за молодость со временем стала ее навязчивой идеей. К сожалению, пластические операции исказили черты ее лица до неузнаваемости.

И все же этот факт не отменяет ее заслуг перед родиной, неоценимого вклада в искусство кинематографа. Орлова дважды награждалась самой престижной премией — Сталинской. На ее счету также орден Ленина и два ордена Трудового Красного Знамени.

Орлова и Александров

Первый муж Любови Орловой Андрей Берзин был заместителем начальника наркома земледелия. Но мужчину арестовали и сослали в Казахстан, а после отправили в ГУЛАГ. Долгие годы Орлова не знала о его судьбе, даже просила Сталина помочь ему.

Далее актриса завязывает непродолжительные отношения с австрийским импресарио. Через год пара рассталась.

Наиболее значимые отношения у Любови Петровны были с режиссером Григорием Александровым. Этот мужчина дал Орловой очень многое: славу, заботу, любовь. Детей у пары не было, зато осталось значимое культурное наследие. Мечты юной Любы сбылись — весь Союз любил её, а муж просто носил на руках. Все талантливые красавицы, пытавшиеся повторить ее успех, были обречены на сравнение не в их пользу с советской Марлен Дитрих.