Космические аппараты, погибшие ради науки

Москва, 15:26, 06 Июн 2015, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

Космический аппарат NASA MESSENGER  (MErcury Surface, Space ENvironment, GEochemistry and Ranging) был разбит о поверхность Меркурия 30 апреля 2015 года. На скорости 4 километра в секунду он врезался в планету, оставив воронку около 15 метров в ширину.

Такое решение было принято командой управления полетом после выработки топлива. В течение последних четырех лет, MESSENGER кардинально изменил наш взгляд на ближайшую к Солнцу планету, показав, что это совсем не инертный и бедный мир, как ожидали ученые.

MESSENGER создал карты поверхности Меркурия и показал непредвиденное наличие термочувствительных элементов, таких, как сера и хлор, демонстрируя, что на этой планете более мягкие условия, чем ученые думали раньше. В постоянно затененных кратерах на Северном и Южном полюсах Меркурия, зонд обнаружил значительные залежи водяного льда, а также темный, богатый органическими веществами материал, скорее всего, попавший на планету с упавших комет или астероидов из внешней зоны Солнечной системы. MESSENGER показал совершенно новый тип рельефа, по-видимому, уникального для Меркурия –ямки с плоским дном, которые выглядят, как если бы они были вытравлены кислотой. Встречаются светлые и не разрушенные кратеры, таким образом, они должны быть геологически молоды и могут продолжать формироваться в настоящее время.

MESSENGER – это самая свежая запись в длинном списке космических аппаратов врезавшихся в небесные тела ради науки.

1. LCROSS

9 октября 2009 года NASA отправила верхнюю ступень ракеты Centaur на лунную траекторию, и небольшой космический корабль врезался со скоростью 2,5 километра в секунду в кратер Cabeus, находящийся на Южном полюсе Луны,  подняв пылевое облако, показавшее наличие водяного льда в темных лунных кратерах. Эта миссия LCROSS (Lunar Crater Observation and Sensing Satellite) была не первой, когда ученые обстреливали Южный полюс Луны. В 1999 году другой спутник NASA, Lunar Prospector, был направлена с орбиты в кратер Shoemaker, а в 2008 году, космическое агентство Индии разбило свой зонд Moon Impact в кратере Shackleton. Оба этих эксперимента подтвердили изобилие льда, достаточное для использования в качестве питьевой воды или производства ракетного топлива, делая Южный полюс Луны идеальным местом для возможных лунных баз.

2. Deep Impact

4 июля 2005, NASA зонд Deep Impact разбил 370-килограммовый ударный элемент Smart Impactor на скорости более чем 10 километров в секунду об комету Tempel 1. Smart Impactor содержал камеру и представлял собой огромную медную пулю. Ударный элемент делал снимки до последних секунд перед столкновением. Он ударил комету с силой, эквивалентной около 5 тонн взорвавшегося динамита, выбросив огромное количество материала из внутренностей космического объекта, при этом создав пылевой шлейф и оставив 150-метровый кратер. Анализ показал, что шлейф кометы гораздо более пористый, чем ожидалось учеными, с плотностью, похожей на утрамбованный снежный сугроб.

3. Deep Space 2

Зонд Deep Space 2 являлся крошечным 2,5-килограммовым космическим аппаратом, входившим в состав NASA MPL (Mars Polar Lander), известного своей неудачной попыткой приземлиться на Красной планете в конце 1999 года. MPL выпустил Deep Space 2, перед тем, как начал свой спуск к собственной посадочной площадке, и зонд осуществил свободное падение без парашюта через тонкую Марсианскую атмосферу, жестко ударившись об поверхность. Он был предназначен для раскрытия при ударе, воткнувшись до полутора метров в почву. Радиопередатчик в кормовой секции Deep Space 2 должен был направить собранные зондом данные о марсианском грунте на Землю. Вся концепция была чрезвычайно элегантной и передовой, но это оказалось колоссальной ошибкой. Никаких сигналов от зонда получено не было, возможно, он просто-напросто приземлился на слишком каменистую почву и разбился вдребезги. Материнский модуль MPL постигла столь же бесславная участь – его тормозные двигатели отключились слишком рано, разрушив модуль от удара об поверхность планеты. Потеря MPL и Deep Space 2 стала серьезной проблемой, и способствовала переосмыслению NASA всей программы дальнейшего исследования Марса.

4. Мультизонд Pioneer Venus

Миссия NASA Pioneer Venus Multiprobe прибыла к Венере в конце 1978 г., и на сегодняшний день остается одной из самых уникальных межпланетных экспедиций, из всех, когда-либо предпринятых. Космический корабль нес один большой 1,5-метровый зонд и три небольших зонда. Все четыре зонда, вместе с самим космическим аппаратом, погрузились в атмосферу Венеры, неся разнообразный набор инструментов для изучения погодных условий и состава газов. Один малый зонд был направлен на дневную сторону Венеры, другой был послан на ночную сторону, а третий был отправлен к северным широтам Венеры. Тем самым обеспечивалось многомерное представление информации о планете в целом. Ученые не рассчитывали, что хотя бы один из малых зондов «выживет» при столкновении с поверхностью, поскольку только большой зонд имел парашют, но, на удивление, маленький зонд с дневной стороны продолжал посылать сигналы на Землю еще почти час после посадки. Спутник Pioneer Venus Orbiter, прибывший к Венере примерно в то же время, продолжал кружить вокруг планеты до августа 1992 года, пока он не сошел с орбиты, развалился на части и сгорел во время входа в атмосферу.

5. Зонд Galileo

Больше всего запомнился NASA Galileo orbiter, который прибыл к Юпитеру в декабре 1995 года и провел почти восемь лет, исследуя газовый гигант и сопровождающие его ледяные луны. Среди многих открытий Galileo orbiter, пожалуй, самым важным было то, что ледяная луна Европа, таит в себе большие океаны под своей поверхностью. Но самым впечатляющим из всей миссии был спуск атмосферного зонда Galileo, который сумел пережить вход в атмосферу Юпитера со скоростью около 47 километров в секунду, став наиболее экстремальным из всех известных спусков. Температуру фрикционного тепла, составлявшую более 15000 градусов Цельсия, зонд перенес с помощью 150-килограммового абляционного щита, изготовленного из углеродистых фенольных соединений, которые теряют свою массу во время нагрева. В течение нескольких минут после входа зонда в атмосферу Юпитера, парашют замедлил его скорость до сотни метров в секунду. Во время своего спуска зонд обнаружил устойчивые ветры, дующие со скоростью более, чем 500 километров в час, а также меньшее количество гелия и водяного пара, чем ожидали исследователи, что привело к существенному пересмотру теоретической модели облачных слоев Юпитера. Зонд Galileo продолжал передавать сигналы почти час, погрузившись более, чем на 150 километров вглубь мрака Юпитера, прежде, чем оказался раздавлен за счет колоссального роста давления атмосферы.

Такая же участь «космического камикадзе» может ожидать и зонд ESA Rosetta, в настоящий момент исследующий комету 67P Чурюмова/Герасименко, о чем ранее информировал FTimes.ru