Славянский праздник Пролетье: какие обряды помогали женщинам сохранить лад в семье

Москва, 23:14, 13 Май 2025, редакция FTimes.ru, автор Елена Черненко.

Пролетье — один из древнейших славянских праздников, символизирующий приход тепла и наступление лета. В этот период завершались весенние пахотные работы и начиналась посевная. Чтобы обеспечить щедрый урожай к осени, крестьяне обращались к земле с обрядами пробуждения и плодородия. Но Пролетье было важно не только с аграрной точки зрения — женщины в этот день проводили особые ритуалы, направленные на укрепление семейного мира и согласия, защищая домашний очаг от разладов и ссор.

Предыстория праздника

В древности начало лета отмечали 1 мая, что по современному календарю соответствует 14 мая. Этот день имел множество наименований, среди которых особенно выделяется «Еремей Запрягальник». В этот день вспоминали пророка Иеремию — одного из четырёх великих пророков Ветхого Завета, которого также называли «плачущим» за его скорбные пророчества о судьбе народа. Именно он считается автором одной из книг Священного Писания, наполненной глубокими переживаниями и духовными наставлениями.

Славяне связывали приход тепла не только с природными циклами, но и с божествами своей древней веры. Центральной фигурой весеннего праздника был Ярило — бог солнца, весны и плодородия, воплощение жизненной энергии и обновления. Ему приносили хвалу за возвращение света и тепла. Наряду с ним почитали и богиню Живу, дарующую жизнь и изобилие. Люди обращались к ней с мольбами о щедром урожае. В народе этот день имел и иные названия — Яремник, Запашник, подчёркивая его земледельческую направленность.

Пролетье стало символом слияния языческих и христианских обрядов. Для наших предков такое единство было естественным: духовное и земное существовали нераздельно. Умиротворение природных сил считалось необходимым условием благополучия. Ведь если боги или стихии оказывались недовольны, поля могли не дать урожая, что грозило настоящим бедствием — голодом.

Как славяне праздновали Пролетье

У славян народные торжества отличались особой живостью и размахом — они разительно контрастировали с торжественностью и строгостью религиозных обрядов. Веселье, песни, хороводы, огонь и ритуальные угощения были неотъемлемой частью таких праздников, ведь именно через шумное ликование славяне стремились задобрить богов и привлечь их благосклонность.

Одним из почитаемых божеств был Даждьбог — покровитель солнца, света и плодородия. В мифах он играл ключевую роль в годовом круговороте природных сил. По древнему преданию, благодаря его брачному союзу с богиней жизни Живой, каждую весну тепло неизменно берет верх над холодом. Именно этот вечный союз символизировал победу лета над зимой и пробуждение природы к новой жизни.

В день, посвящённый Майе Златовласке, древние славяне непременно разжигали костры — они символизировали торжество света и тепла над мраком и холодом. Огонь был священным знаком победы лета, знаком прихода благодатного времени. Считалось, что сама Златовласка, Мать богов и повелительница солнечного света, дарует людям череду тёплых и дождливых дней — необходимых для роста и питания посевов. Её встречали с радостью: устраивали весёлые гулянья с песнями, плясками, игрой на бубнах и дудках, а столы ломились от угощений.

Утро Пролетья начиналось с обряда охранного опахивания: мужчины, взяв плуг, обходили им поля по краю, чтобы уберечь урожай от злых сил. Таким же образом обрабатывали землю вокруг дома и огорода — для защиты семьи и домашнего очага.

Богиня Жива, воплощение жизни и плодородия, в народных представлениях связывалась с кукушкой — птицей, что отсчитывает человеку земные годы. Считалось, что она прилетает с Ария — загробного мира предков. Девушки отправлялись в лес, чтобы услышать её голос и узнать, сколько лет им отмерено. Однако судьбу можно было смягчить: попросить Живу продлить жизнь — задобрить её песнями, венками и молитвами.

Особенное место в этот день занимал лес — святилище самой Живы. Именно туда женщины шли с раннего утра, чтобы обратиться к богине с прошением о силе, здоровье и благополучии. Там они обнимали берёзы — деревья, считающиеся одушевлёнными, плели венки из свежих трав и пели древние обрядовые песни.

У Живы был ещё один важный праздник — в пору жатвы, совпадающий с Успением Богородицы. Тогда богиня, по поверьям, уходила в мир иной, а зерно, убранное в амбары, становилось как бы её последним воплощением — итогом лета. Хранили его с почётом, ведь оно олицетворяло труд, благословение природы и прощание с тёплой порой.

Три обряда на сохранение лада в семье

Разжигание костров

Обряд прыжков через костёр был распространён на Руси не только в масленичную пору, но и в другие важные моменты года — как средство очищения и защиты. В день Пролетья, когда встречали приход лета, через пламя перепрыгивали с особым намерением: освободиться от накопленного негатива и привлечь в дом добро и свет. Считалось, что такой ритуал не только оберегает человека, но и укрепляет семейные узы.

После окончания обряда угольки от священного костра бережно собирали и раскладывали в доме: под порогом, по углам помещений и по внешнему периметру жилища. Это создавалось как магический щит от бед и ссор, способствующий гармонии в доме. Огонь, зажжённый в честь Живы — богини жизни и плодородия, обладал особой силой: его пепел и угли отгоняли нечистую силу, оберегали от недугов и дурного глаза. Таким образом, древние славяне стремились не только встретить лето с радостью, но и обеспечить себе благополучие на весь тёплый сезон.

Отжиг дома от негатива

В день Пролетья женщины проводили особый очищающий ритуал — они обходили свой дом с зажжённой свечой, двигаясь строго по часовой стрелке. Но прежде чем приступить к обряду, следовало тщательно прибраться: вымыть полы, убрать пыль, избавиться от старых вещей. Считалось, что светлая энергия может войти лишь в пространство, очищенное как физически, так и энергетически.

Пламя свечи не только освещало уголки дома, но и символически выжигало весь накопившийся негатив. После завершения обхода огарок не оставляли в жилище — его уносили подальше, за пределы двора и огорода, чтобы вся собранная свечой отрицательная энергия ушла безвозвратно. Таким образом хозяйки стремились наполнить дом покоем, теплом и гармонией, открывая путь добрым силам природы.

Обряд «Семейный очаг»

В русской традиции было принято, чтобы мать передавала своей взрослой дочери огонь семейного очага, когда та готовилась стать женой. Женщина всегда считалась хранительницей уюта и тепла в доме, отвечала за благополучие семьи, поддержание гармонии и любви между всеми ее членами. В день Пролетья зажигали свечу, и, держа ее в руках, произносили особые слова, обращенные к огню, с надеждой на мир и благоденствие в семье:

Этот ритуал можно проводить всякий раз, когда в семье возникают трудности, конфликты или недоразумения. Обряд обычно выполняет замужняя женщина, а после свадьбы молодая невестка будет продолжать эту традицию самостоятельно, как и ее мать.