Забытые шедевры: как в постсоветском пространстве утратили русскую классику
Москва, 21:30, 05 Сен 2024, редакция FTimes.ru, автор Юлия Чинкова.
В сердце Бухары, в окружении древних мечетей и шумных базаров, я встретил 20-летнего Улугбека. Молодой человек работает в сфере туризма и свободно общается на русском и английском языках. Однако, когда я задал ему вопрос о русских классиках, его реакция меня удивила. «Толстого? — переспросил он, с акцентом выделяя первую букву „о“. — Я даже не знаю такого писателя. Он правда большой был, много кушал?»
Я показал ему на экране телефона обложку книги «Анна Каренина», но Улугбек отрицательно покачал головой, не узнав её. Булгаков оказался для него тоже незнаком, однако «Мастера и Маргариту» он знал: «Да, конечно. Это русское кино, блокбастер с дьяволом».
Чехов в тени Анфисы
Обстановка с известными русскими писателями, особенно с Чеховым, вызывает тревогу. В одном из таджикских городов, Пенджикенте, 17-летний Фирдавс затрудняется вспомнить, кто такой Чехов. «Чехов? — морщит лоб юноша. — Э-э-э… это, кажется, братан Анфисы Чеховой, да? Та, ну, которая…которая…» Я решаю помочь ему: «С большой грудью». «Да-да, — смущённо отвечает он. — Он её родственник, верно?»
Это мнение не уникально. Многие молодые люди знают только о сексуальной телеведущей, но о Чехове, как о писателе, практически ничего не слышали. Даже упоминание о таких произведениях, как «Вишнёвый сад» или «Три сестры», вызывает недоумение. Ситуация схожая наблюдается и в других городах Центральной Азии. В узбекском Андижане и киргизском Оше молодежь также не в курсе творчества классиков русской литературы.
Лишь один из собеседников, Рустамбек из Оша, вспомнил о Гоголе, потому что смотрел недавний фильм «Вий». «Книги довольно тяжело читать, — откровенно признается он. — Я люблю видосы на Ютубе смотреть, с чтением глаза устают. Бабушка моя злится, ругается — говорит, неучем вырастешь. Но сейчас, чтобы зарабатывать деньги, грамотным быть не надо».
Ужас и разочаровании
Зилола Мустафаева, преподаватель с тридцатилетним стажем, с горечью делится своими наблюдениями о состоянии чтения среди молодежи в Самарканде. «Я, честно говоря, в ужасе», — говорит она, указывая на критическую ситуацию, в которой оказались современные школьники. По её словам, интерес к классической литературе, в том числе русской, стремительно угасает.
Мустафаева подчеркивает, что национальная принадлежность авторов не имеет значения. «Русская классика — это всемирное культурное достояние», — утверждает она. Знание произведений таких мастеров, как Тургенев, Булгаков, Чехов, Гоголь, Толстой, Пушкин и Лермонтов, обогащает личность и расширяет горизонты. Однако, как показывает практика, многие современные дети не знакомы даже с основами этих произведений, что приводит к культурной нищете.
«Меня посередине ночи сейчас разбуди, я прочитаю вам и «Медный всадник», и «Бородино»», — говорит Мустафаева, вспоминая, как в её молодости литература была не просто предметом учебы, а настоящей страстью. Она уверена, что нынешние дети увлечены видео, мемами и голливудскими фильмами, в то время как чтение книг становится для них всё менее интересным.
Культурная потеря постсоветского пространства
«Конечно, всегда можно обвинить Запад в культурной оккупации», — делится мнением учитель из Киргизии Карим Сайдуллаев. Он подчеркивает, что с распадом СССР многие страны оказались под влиянием американской культуры, особенно в области кино. Однако, по его словам, основная масса молодежи в постсоветских республиках не читает произведения таких классиков, как Теодор Драйзер или Марк Твен. «Это настоящая катастрофа», — утверждает он, добавляя, что даже о русских писателях молодежь знает крайне мало.
Сайдуллаев уверен, что Россия могла бы активнее продвигать свою культуру в бывших советских республиках. «Человек, воспитанный на русской литературе, знакомый с произведениями Пушкина и Лермонтова, навсегда останется другом России», — говорит он. Вспоминая о своем детстве, он признается, что мечтал стать персонажами русских классиков, такими как Мастер или Печорин. Однако в Бишкеке даже проспект, названный в честь Белинского, был переименован. «В чем же он провинился? Он не был коммунистом и не работал на Сталина», — недоумевает учитель.