Великая моральная катастрофа: как забытая честь стала роскошью в современной России
Москва, 20:10, 12 Апр 2025, редакция FTimes.ru, автор Елена Галицкая.
Когда мэр Сургута Максим Слепов представил кодекс этики для муниципальных служащих, многим показалось это очередным бюрократическим фарсом. «Чиновникам запретили материться», – хохотали в соцсетях. И в этом смехе слышался не сарказм, а растерянность: как будто кто-то всерьёз вспомнил, что честь и достоинство — это не пустой звук. Но может быть, в этой неожиданной попытке начать возвращение к нравственным основам кроется больше смысла, чем кажется?
Падение начинается не с экономики — с души
Существует опасная иллюзия: будто общество рушится тогда, когда перестаёт работать промышленность, когда пустеют прилавки или рушатся границы. На деле, как метко подметил писатель и учёный Иван Ефремов, все великие катастрофы начинались с утраты нравственности. Он называл это «взрывом безнравственности», куда более опасным, чем ядерная война.
Словно в мрачном пророчестве, ровно через два десятилетия после этих слов распался Советский Союз — морально разложившись задолго до политической смерти. А ведь что такое моральное разложение? Это когда ложь становится нормой, предательство — карьерным ходом, пошлость — стилем жизни, а честь — предметом насмешки.
И вот мы снова стоим перед зеркалом истории. И отражение в нём пугающе знакомо.
Сериал как учебник жизни: чему мы учим себя сами
Попробуйте включить телевизор. На экране — герои, которые воруют, изменяют, лгут и предают. Они грубы, самодовольны, и живут под лозунгом «люби себя, плюй на других». И в то же время те же актёры изображают патриотов, воинов, праведников. Сегодня они на «тусовке», завтра — с суровыми лицами под флагом. Шизофрения эпохи? Нет — повседневная лицемерная реальность.
Соцсети — ещё один отражатель. Мы хвастаемся ресторанами, машинами, телами. Показываем не то, кем мы стали, а то, чем хотим казаться. Наши «герои» — блогеры, чьё богатство построено на эпатаже и бесстыдстве. И мы учимся у них, как у новых кумиров.
Сургут: попытка включить свет во тьме
Не случайно этический кодекс появился именно в Сургуте — городе, некогда лидировавшем по уровню преступности. Видимо, именно там, где тьма особенно густа, острее ощущается потребность в свете. Запрет на мат, обнажённые фото, лайки под сомнительным контентом — это не попытка заковать всех в казённые рамки, а робкий шаг к восстановлению нормы.
Да, сегодня это может казаться наивным. Но с чего-то ведь нужно начинать? Пусть не все поверят в кодекс, но хотя бы задумаются: а зачем мы вообще живём? Что мы оставим после себя — детей, помнящих доброту, или очередной вирусный ролик с пьяной дракой?
Честь — это не анахронизм
Когда-то в Российской империи офицеры жили по кодексу чести. Не только потому, что так велело начальство — потому что иначе было нельзя. Валентин Кульчицкий, ротмистр императорской армии, оставил в назидание молодым: «Будь храбрым, верным и правдивым. Не заводи грязь. Исполняй обещанное». Его книга «Советы молодому офицеру» цитировалась даже в Великую Отечественную, а сегодня её открывают бойцы СВО — с удивлением, будто читают строки из другого мира.
Но правда в том, что эти слова актуальны для всех. Для любого, кто хочет быть Человеком, а не просто потребителем, плывущим по течению.
Насмешка над честью — признак морального кризиса
Сегодня смеяться над словом «честь» стало нормой. Мол, романтизм, пафос, отсталость. Но почему-то даже уголовный мир уважает свои «понятия», а блогеры-циники тоже возмущаются «беспределом». Потому что даже в хаосе подсознательно хочется порядка.
И потому честь — не для избранных. Она нужна всем: и студенту, и матери, и водителю автобуса. Хочешь ли ты, чтобы тебя уважали — начни уважать сам себя. Без этого никакие реформы и экономические прорывы не помогут.
Богоизбранность или богооставленность?
Иногда, особенно в моменты патриотического подъёма, звучит мысль: русские — богоизбранный народ. Но избранный для чего? Для гордости? Или для служения — добру, истине, нравственности?
Если мы и вправду имеем особое предназначение, то это не повод для самодовольства. Это — крест ответственности. Призыв к духовной мобилизации. И если мы его не услышим, история, как предупреждал Ефремов, может просто вычеркнуть нас — как тех, кто не оправдал доверия.
Этический кодекс как спасательный круг
Кодекс мэра Сургута — не спасение. Но, может быть, сигнал бедствия. Напоминание, что ещё не поздно начать спасаться — с себя. Своих слов, поступков, мыслей. С честности, доброты и уважения к другому человеку.
Это может показаться маленьким делом. Но именно из таких «маленьких» дел строится мир, где хочется жить.
Потому что если мы снова научимся различать, где добро, а где подмена, то, возможно, избежим новой катастрофы. И вырвемся из этого долгого падения. Пока не стало слишком поздно.