Антипкин Михаил Сергеевич о трансформации ритейла при помощи ИИ
Москва, 13:53, 17 Май 2025, редакция FTimes.ru, автор Татьяна Соломон.
Ритейл или розничная торговля — это один из ключевых секторов экономики, играющий важную роль в удовлетворении потребностей конечных пользователей. Правильно выстроенные бизнес-процессы помогают ритейлерам полноценно удовлетворять нужды клиентов, гибко реагировать на изменения спроса, оптимизировать затраты и повышать выручку. При этом управления изменениями в этом секторе представляют собой сложный и затратный процесс, который должен учитывать множество факторов. Эксперт в сфере IT Антипкин Михаил Сергеевич рассказывает о том, как можно успешно трансформировать работу ритейлера при помощи искусственного интеллекта.
Актуальные информационные технологии — секрет работы успешных ритейлеров
Вне зависимости от того, работает ли продавец напрямую с клиентом или через посредника, главной целью розничной торговли выступает удовлетворение покупателя, то есть клиентский опыт. При этом работа во многих компаниях до сих пор ведется при помощи неактуальных методик, что не только повышает затраты времени и прочих ресурсов, но и отрицательно сказывается на производительности. Использование решений на базе ИИ позволит не только персонализировать сервис и оперативнее реагировать на смену потребительских настроений, но и ускорить принятие решений, минимизировать ошибки и получать развернутую аналитику. Михаил Антипкин на базе собственного многолетнего опыта рекомендует ретейлерам присмотреться к следующим направлениям для цифровизации:
- Прогнозирование спроса. Специализированные программы и утилиты способны успешно анализировать большие объемы данных для точного выявления закономерностей в части расхода тех или иных ресурсов, конечных продуктов для поддержания баланса и избежания неликвида и дефицита.
- Ценообразование критически важно для ритейла, потому что оно напрямую влияет на прибыльность, конкурентоспособность и поведение покупателей. Михаил Антипкин отмечает, что алгоритмы ИИ успешно корректируют цены в режиме реального времени, реагируя на поведение конкурентов, спрос, складские остатки и внешние факторы. Для редко запрашиваемых позиций искусственный интеллект способен разработать подходящие акции для эффективного перемещения запасов.
- Управление запасами. В данный момент наиболее популярными решениями в этой области являются AI-инструменты, интегрируемые с интернетом вещей (IoT), автоматической идентификацией объектов при помощи меток и технологией Edge AI. Таким образом в режиме реального времени можно получать точные сведения о доступности товаров, а также предугадывать или оперативно компенсировать дефициты.
- Персонализированные решения с использованием ИИ отличаются повышенной точностью, поскольку базируются на анализе больших сегментов данных, предиктивной аналитике. Михаил Антипкин уточняет, что искусственный интеллект уже способен генерировать персонализированный контент на базе собранных данных, причем не только текстовый, но и видео, а также графический.
- Клиентский сервис выходит на принципиально новый уровень благодаря внедрению чат-ботов и виртуальных ассистентов. Эти решения не только способны удержать клиентов благодаря грамотному предпродажному консультированию, повышать лояльность покупателей посредством оперативного реагирования на запросы. По факту, это создает предпосылки для создания персонализированного консьерж-сервиса.
В целом, Михаил Антипкин уверенно констатирует, что внедрение решение на базе искусственного интеллекта способно существенно повысить конкурентные преимущества отдельно взятого ритейлера. В частности, речь идет об упрощении сложных процессов, снижении времени на обработку и анализ данных, качественном подспорье для принятия стратегических решений. Но очевидно, что все это справедливо только при качественном фундаменте — продуманном продукте или услуге, подготовленном персонале и опытных специалистах по внедрению ИИ-решений.