Ученые разобрались в том, как детский лепет становится речью

Москва, 15:36, 29 Май 2017, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

Лепет ребенка быстрее начинает звучать как речь, если он часто получает обратную вокальную связь от взрослых. Исследователи принстонского университета обнаружили ту же зависимость голосовой обратной связи и скорости речевого развития у младенца обезьяны игрунка.

Хотя звуки голоса игрунка не приближаются по сложности к системе человеческого языка, речевое развитие у детей обеих видов начинается с более или менее случайных звуков.

«Когда ребенок выговаривает что-то, а родитель отвечает, то это условный ответ. И чем чаще родитель совершает условные реакции, тем быстрее человеческие младенцы будут развивать свои вокализации», — говорит профессор Газанфаром.

Чтобы выяснить, относится ли этот же принцип и к игрункам, Газанфаром и его коллеги поставили эксперимент, используя пары разнояйцевых близнецов этих маленьких, высоко социальных обезьян из Южной Америки. Начиная со следующего дня после рождения, исследователи отделяли детенышей от взрослых обезьян по 40 минут каждый день. Первые 10 минут они записывали звуки, которые ребенок игрунка издавал, сидя в одиночестве. Затем, в течение следующего получаса, исследователи давали молодым обезьянкам услышать обратную связь в виде аудио воспроизведения звуков родителей.

Один из близнецов в каждой паре получал последовательную обратная связь, которую молодая обезьяна получит от особо внимательного родителя, второй получал менее последовательную обратную связь на свои звуки. Эксперименты велись вплоть до возраста младенцев в 2 месяца, что соответствует возрасту 2-х лет у человека.

Хотя эти занятия длились менее часа каждый день, маленькие игрунки, которые получили больший объем условной обратной связи, реагировали на сигналы взрослых более быстро, чем их братья и сестры.

Предыдущие исследования уже обнаружили взаимосвязь между количеством обратной связи игрунка от родителей и темпом речевого развития, но данное исследование более твердо устанавливает причинно-следственную связь между родительской реакцией на голос детеныша и речевым развитием, говорят исследователи.

Хотя мартышки не могут «говорить» точно так же, как люди, понимание общения приматов может помочь нам понять эволюцию и развитие речи.