Ученые разгадали семейную тайну «мумий-братьев» из Манчестерского музея

Москва, 21:17, 19 Янв 2018, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

Результаты нового исследования предположили, что пара египетских «мумий-братьев», которые были погребены рядом друг с другом после того, как они умерли около 4000 лет назад, возможно, были братьями по матери, а не полностью родными.

Два брата из Манчестерского музея

Тела были обнаружены командой во главе с британским археологом Флиндерсом Петри в деревне Дейр-Рифех к югу от Каира в 1907 году. Мумии считались дворянами, которые скончались примерно в 1800 году до нашей эры. Нахт-Анх старше, по меньшей мере, на 20 лет, но младший Хнум-Нахт умер всего на шесть месяцев позже.

В 1908 году археолог Маргарет Мюррей обнаружил, что скелетная морфология органов не была одинаковой, что свидетельствует о каких-то нюансах в семейных отношениях. Некоторые думали, что один из братьев приемный, хотя не было никаких научных доказательств, подтверждающих это. Анализ ДНК теперь показывает, что у них была общей только мать, а не отец, подтверждая ранние подозрения.

Разные отцовские линии

В исследовании, опубликованном в номере журнала «Археологическая наука: доклады», ученые провели анализ ДНК, который подтвердил, что братья Хнум-Нахт и Нахт-Анх имеют разные отцовские линии.

Исследователи извлекли ДНК из моляров двух мумий, а затем проанализировали их митохондриальную ДНК, генетический материал, переданный от их матери, и Y-хромосомную ДНК, которая передается от отца.

Выводы показали, что обе мумии оба относятся к митохондриальному гаплотипу M1a1, которые показывают материнскую связь.

«У двух мумий были идентичные митохондриальные профили, [так] мы можем быть уверены, что они были связаны по материнской линии», — говорит исследователь Константин Дрошо из Манчестерского института биотехнологии.

Однако анализ последовательностей Y-хромосом показал вариации, а это означает, что Нахт-Анх и Хнум-Нахт имели различную отцовскую линию.

«Последовательности Y-хромосомы были менее полными, но показали различия между двумя мумиями, что указывает на то, что у Нахт-Анха и Хнум-Нахта были разные отцы», — пишут исследователи.

«Наше исследование подчеркивает важность родства в Древнем Египте и представляет собой первую успешную типизацию как митохондриальной, так и Y-хромосомной ДНК у египетских мумий».

Древняя семейная тайна?

Остается неясным, был ли усыновлен один из братьев, если у их матери, Хнум-Аа, был роман. Тем не менее, исследование разрешило одну из тайн, окружающих две из самых известных египетских мумий Англии.

«Я очень благодарен, что мы смогли добавить небольшую, но очень важную часть в большую головоломку истории, и я уверен, что братья будут очень гордиться нами. Эти моменты заставляют нас поверить в древнюю ДНК», — сказал Дрошо.