ВОЗ признало зависимость от игр болезнью

Москва, 08:15, 29 Май 2019, редакция FTimes.ru, автор Юлия Савельева.

На минувших выходных расширился список заболеваний, которые были официально признаны Всемирной организаций здравоохранения. В реестр внесли такое явление, как зависимость от компьютерных игр. Это заболевание получило название игровой зависимости. Что примечательно, за это изменение в Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-11), единогласно проголосовали сто девяносто четыре члена организации.

Официальное описание игровых расстройств написано сложным академическим языком и включает в себя специфические понятия, которые могут быть неизвестны рядовому читателю. Попробуем разобраться, что по мнению чиновников здравоохранения является болезнью.

В официальном документе указывается, что подобное расстройство сопровождается «паттерном постоянного или периодического игрового поведения» причем, это могут быть не только действия в гаджетах или стационарных компьютерах, а и в реальной жизни. Человек не может полностью контролировать себя 24 часа в сутки и мы не задумываемся например о том, почему моем руки после прогулки, а это и есть самый настоящий паттерн, то есть доведенная до автоматизма схема или модель поведения, которую человек использует в обычной жизни. Причем эта модель запускается сразу, как только мы сталкиваемся всего с одним фрагментом. Применительно к играм это работает следующим образом. Игрок, после первых сообщений о начале игры, не может остановиться, пока не пройдет полный цикл.

Особенно опасно, когда у человека появляется потребность большую часть дня проводить в режиме игры. Значимость игр повышается и уходят на второй план повседневные действия, социальная активность и интересы. Игровые сессии приобретают “запойный характер”. Зависимый от игры человек осознает все негативные последствия игнорирования социальных действий, но все равно выбирает продолжение игры. В самых тяжелых случаях игроман перестает испытывать потребность не только в привычном общении, но и даже голода или жажды и может не спать по нескольку суток. Появляются апатия, рассеянность, раздражительность и агрессия.

Заболевание приводит к снижению жизненных приоритетов, а также ухудшает личную жизнь, негативно влияет на семью, образование или профессиональную деятельность. В документе указано на то, что такое расстройство может быть как эпизодическим и продолжаться разные промежутки времени, так и иметь постоянный характер.

Поскольку положение вступит в силу с 1 января 2022 года, крупнейшие компании по производству игровой продукции поспешили высказать свое негативное мнение на описание этой зависимости. По их мнению, документ заметно упрощает все аспекты психического здоровья человека. Как пример они приводят спортивных фанатов, которые не пропускают ни одного матча любимой команды. Поэтому нельзя развешивать ярлыки на людей, чьим увлечением являются видеоигры.

По мнению организации ESA, лоббирующей интересы производителей игр, нужно направить усилия на борьбу с такими явлениями, как депрессия и проявления тревожности. Именно такие состояния требуют пристального внимания и лечения, а вызываются они в первую очередь социальными и экономическими факторами, а не играми. Теперь, когда такой документ уже принят, не ясно, смогут ли производители подать апелляцию. Также это обращение подписали и представители ассоциаций из США, Канады, Южной Кореи и Европейской ISFE. Они обеспокоены тем, что ВОЗ действует без согласования с “академическим обществом” и последствия таких решений могут иметь весьма негативные последствия.

Представители игровой индустрии уверяют мировое сообщество, что выступают исключительно за здоровую игру. Они напомнили, что создали целый ряд инструментов для коррекции и контроля, например функцию под названием “родительский контроль”. Также они отчитались о том, что в последнее время разрабатывается все больше видео игр пропагандирующих здоровый образ жизни и приобретение полезных навыков. Например симуляторы обучения вождению. В планах ассоциаций игровой индустрии увеличение доли именно обучающих игр, что соответствует запросам сегодняшнего общества. Об умеренности и чувстве баланса говорил, в частности, генеральный директор корпорации Sony.

Появились и первые разработки таких функций, как остановка игры, во время которых всплывающие сообщения, будут подсказывать игроку, что пора сделать разминку, гимнастику для глаз или перерыв на прием пищи.Такая идея уже реализована компанией PUBG Mobile. По аналогии с имеющимися функциями, можно будет запрограммировать такое напоминание и молодым отцам о том, что нужно забрать ребенка из садика, или пора уделить время своей семье. Напоминания — очень интересный инструмент, вот только остается открытым вопрос, а захочет ли игрок покинуть яркий виртуальный мир в котором он супергерой, и заняться “скучными” делами обычного человека из реальной жизни.