Новое исследование показывает иную картину психологических травм от войны

Москва, 11:36, 24 Июн 2019, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

Мы обычно думаем, что психологическая травма от войны связана с тем, что солдаты постоянно находятся под угрозой смерти. Новое исследование показывает немного иную картину.

Типы психологических травм, которым подвергались норвежские солдаты в Афганистане, сильно повлияли на их последующие переживания.

Психолог Андреас Эспетведт Нордстранд и его исследовательская группа выяснили, как воздействие различных видов травматического воздействия повлияло на норвежских ветеранов, которые находились в Афганистане.

Исследование показывает, что воздействие опасных для жизни ситуаций приводит к меньшему количеству посттравматических симптомов стресса для солдат, чем в тех случаях, когда они переживают страдания и смерть, не находясь в опасности сами.

Исследование является частью всестороннего обзора того, как живут ветераны после войны в Афганистане. Чуть более 7000 норвежских солдат участвовали в этой войне между 2001 и 2011 годами, и 4053 из них участвовали в этом расследовании.

 

Нарушение морального принципа

 

Травма грубо подразделяется на стрессорные факторы, связанные и не связанные с опасностью.

Солдаты могут подвергаться травме, основанной на опасности, в классических боевых условиях, таких как стрельба или засада. Это активная угроза, связанная с беспокойством.

 

Неопасная травма делится на две подгруппы:

Свидетельство: видеть страдания или смерть других, не подвергаясь опасности.

Моральные проблемы: увидеть или выполнить действие, которое нарушает собственные моральные убеждения человека.

 

Примером свидетельства может быть очистка территории после взрыва бомбы террориста-смертника.

Выполнением действий, нарушающих моральные принципы, может являться убийство невинного человека.

 

 

Гораздо больше симптомов

 

Существует заметная разница между тем, как стрессовые факторы, не связанные с опасностью, влияют на симптомы психологического стресса.

Исследование показывает, что стрессоры как на основе опасности, так и на основе опасности не приводят к увеличению посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Посттравматическое стрессовое расстройство может включать в себя желание оставаться гипер-бдительными, нервничать без повода, плохо спать и переживать события после того, как они произошли.

 

 «В нашем исследовании мы обнаружили, что депрессия, хронические расстройства сна и тревога были в большей степени связаны со стресс-факторами, не основанными на опасности, чем в страхе за свою жизнь», — говорит Нордстранд.

 

 

Цени жизнь больше

 

Результаты исследования также показывают, что подверженность угрозам личной жизни часто приводит к позитивному личностному развитию. Этот тип травмы может помочь человеку больше ценить жизнь, сближаться с родственниками и испытывать большую веру в их способность справляться с ситуациями.

С другой стороны, стрессовые факторы, не связанные с опасностью, обычно приводят к негативному личностному развитию, когда человек меньше ценит жизнь, чувствует себя более отдаленным от других и меньше верит в себя.

Нордстранд сказал, что не ожидал такой большой разницы.

Идея Нордстранда для исследования пришла к нему благодаря его работе в качестве психолога в службе управления стрессом Норвежских вооруженных сил, где он заметил, что часто другие проблемы, помимо того, что в них стреляли, преследовали солдат.

 

«Многие солдаты рассказывали истории о том, как свидетельство чьих-либо страданий, особенно о детях, ставших жертвами войны, было тяжело пережить», — говорит Нордстранд.

 

Согласно автору, многие люди скрывают свою травму, не связанную с опасностью, и не говорят об этом своей семье, друзьям или коллегам. Он считает, что это связано с тем фактом, что травмы, не связанные с опасностью, часто связаны со стыдом и чувством вины, и о том, что говорить о них может быть сложнее, чем о том, что они были напуганы при перестрелке.

 

«Многие солдаты, вероятно, боятся чувствовать отчуждение, если они расскажут своей семье и гражданским друзьям обо всех ужасах, которые они видели и испытали. Такие переживания часто не очень хорошо соответствуют мировоззрению норвежцев», — говорит Нордстранд.

 

 

Нужно сосредоточиться на спектре переживаний

 

Исследователь надеется, что исследование может помочь обратить внимание на тот факт, что существует широкий спектр травматических переживаний. Он хотел бы, чтобы внимание было сосредоточено не только на людях, которые оказались в опасных для жизни ситуациях, но также на вспомогательном персонале, полиции и пожарных, которые ежедневно подвергаются воздействию стресс-факторов, не связанных с опасностью, в своей работе.

Другие исследования, в том числе шведские, показывают, что пожарные — это группа, которая уязвима для депрессии и самоубийств.