Сразу 257 следов неандертальцев обнаружены во Франции

Москва, 11:08, 10 Сен 2019, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

Ученые сообщили об обнаружении 257 следов вдоль берега Нормандии во Франции, которые безупречно сохранились в течение 80000 лет, раскрывая социальные структуры доисторических жителей этих мест.

Предполагается, что, подобно современным людям и приматам, неандертальцы — наши ближайшие родственники по эволюции — жили группами, но размер и состав этих сообществ было трудно определить из археологических находок и ископаемых останков.

Работа археологов, опубликованная в «Записках Национальной академии наук» в понедельник, предполагает, что группа насчитывала от 10 до 13 человек, в основном детей и подростков, а также несколько очень высоких, вероятно, взрослых мужчин, которые могли быть до 190 сантиметров, если судить по размеру ног.

След неандертальца

Джереми Дюво, докторант в Национальном музее естественной истории Франции и один из соавторов исследования, сказал, что следы остались в грязной почве, а затем быстро высохли под действием ветра, когда песок был частью системы дюн, создав «снимок во времени».

Место нахождения артефактов Розель было открыто археологом-любителем Ивом Рупеном в 1960-х годах, но только в 2012 году, когда оно столкнулось с двойной опасностью ветровой и приливной эрозии, ежегодные раскопки начались при государственной поддержке.

Десятки метров песка были извлечены с помощью экскаваторов, чтобы достичь интересующих слоев.

Быстро сохранившиеся следы дают преимущество по сравнению с окаменелыми остатками костей при оценке размеров группы, поскольку кости могут накапливаться со временем и не обязательно отражают одно событие, если только катастрофа не привела к гибели сразу всей группы.

Затем команда археологов пустила в ход щетки, чтобы выполнить последний этап тонких земляных работ, которые привели к выявлению 257 следов в период с 2012 по 2017 год и еще сотен отпечатков ног с тех пор.

Следы были обнаружены среди того, что команда называла «обильным археологическим материалом», указывающим на добычу мяса и производство каменных орудий, и относятся ко времени, когда в Западной Европе жили только неандертальцы, а не люди с современными анатомическими формами.

Тем не менее, у следов есть и слабая сторона: «Они записывают своего рода снимок жизни людей за очень короткий период», — сказал Дюво.

«Это дает нам некоторое представление о составе группы, но возможно, что она представляет только тех членов группы, которые оказались в то время снаружи».

Куда шли неандертальцы – остается загадкой

Таким образом, возникает вопрос: Почему было так мало следов взрослых? Потому что неандертальцы умирали молодыми? Или взрослые были где-то еще?

Каждый из следов был сфотографирован и смоделирован в трех измерениях. Некоторые из них были отлиты с использованием эластомера, который менее жесткий, чем гипс.

Благодаря передовой новой химической технологии, доступной с 2017 года, сотни отпечатков были сняты с места раскопок, чтобы их можно было сохранить в другом месте.

«Те, которые не были извлечены, были полностью разрушены ветром», — сообщил Дюво.

«Сохранение следов требует своего рода чуда: нам очень, очень повезло», — заключил он.

До Розеля только девять подтвержденных следов неандертальцев были обнаружены в Греции, Румынии, Гибралтаре и Франции.

Некоторые из экспонатов Розеля уже выставлены, в том числе в Парижском музее, и исследователи хотят найти способы расширить аудиторию с помощью будущих находок.