Закон об электронной трудовой книжке вступил в свою силу, что стоит знать

Москва, 20:00, 03 Фев 2020, редакция FTimes.ru, автор Татьяна Орлонская.

Закон об электронных трудовых книжкаx, который позволяет гражданам вести этот документ в цифровом форматe, вступил в силу в России с 1 января 2020 годa. Cогласно документу, работники будут вправе запрашивать у работодателя данные o своей трудовой деятельности как на бумажном носителе, так и в электронном видe

ПФР сообщает, что для всех работающих россиян переход к новому формату сведений о трудовой деятельности добровольный и будет осуществляться только с согласия работающего. Единственным исключением станут те, кто впервые устроится на работу с 2021 года. У таких людей все сведения о периодах работы изначально будут вестись только в электронном виде без оформления бумажной трудовой книжки. Остальные граждане в течение 2020 года смогут подать заявление работодателю в произвольной форме о сохранении бумажной трудовой книжки. В этом случае работодатель наряду с электронной книжкой продолжит вносить сведения о трудовой деятельности также в бумажную версию.

Россияне, которые до конца 2020 года не подадут заявление работодателю о сохранении бумажной трудовой книжки, получат ее на руки. Сведения об их трудовой деятельности, начиная с 2021 года, будут формироваться только в цифровом формате.

Закон об электронных трудовых книжках, что стоит знать

Законопроект об электронных трудовых книжках уже стал полноценным законом. С 1 января 2020 года он полноценно заработал по всей территории России.

Электронная трудовая книжка сохраняет практически весь перечень сведений, которые учитываются в бумажной трудовой книжке:

  • Информация о работнике;
  • Даты приема, увольнения, перевода на другую работу;
  • Место работы;
  • Вид мероприятия (прием, перевод, увольнение);
  • Должность, профессия, специальность, квалификация, структурное подразделение;
  • Вид поручаемой работы;
  • Основание кадрового мероприятия (дата, номер и вид документа);
  • Причины прекращения трудового договора.

Закон о переходе на электронные трудовые книжки предусматривает несколько этапов перехода, а именно (ст. 2 Закона от 16.12.2019 N 439-ФЗ):

  • не позднее 30 июня 2020 г. (включительно) надо уведомить всех работников об изменениях в трудовом законодательстве;
  • не позднее 30 июня 2020 г. (включительно) надо уведомить всех работников о том, что они вправе выбрать бумажный или электронный вариант электронной трудовой книжки.Работники подают указанное заявление о выборе формы ведения трудовой книжки не позднее 31 декабря 2020 г. (включительно).

С переходом на электронные версии трудовых книжек для работодателей вводят две новые формы:

  • Первая – отчет СЗВ-ТД, который работодатель будет передавать в ПФР ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом. В форме будут те же сведения, которые работодатель указывает в трудовой книжке и сведения, которые будут идентифицировать сотрудника.
  • Вторая форма – выписка СТД-Р со сведениями о трудовом стаже работника, который работодатель должен будет выдавать сотруднику по его запросу, либо при увольнении. В выписке будут данные о продолжительности работы, периоде работы у данного работодателя и ряд других сведений, которые необходимы для формирования страховых пенсионных накоплений работника.

В ПФР рассказали об особенностях перехода на электронные трудовые книжки

Электронная трудовая книжка существует только в цифровом формате и не предусматривает физического носителя. Просмотреть сведения электронной книжки можно будет в личном кабинете на сайте ПФР или на портале госуслуг, а также через соответствующие приложения для смартфонов.

При необходимости сведения электронной трудовой книжки будут предоставляться в виде бумажной выписки. Предоставить ее сможет нынешний или бывший работодатель (по последнему месту работы), а также управление ПФР или МФЦ. Услуга предоставляется экстерриториально, без привязки к месту жительства или работы человека.

Преимуществами электронной трудовой книжки являются:

  • удобный и быстрый доступ работников к информации о трудовой деятельности;
  • минимизация ошибочных, неточных и недостоверных сведений о трудовой деятельности;
  • дополнительные возможности дистанционного трудоустройства;
  • снижение издержек работодателей на приобретение, ведение и хранение бумажных трудовых книжек;
  • дистанционное оформление пенсий по данным лицевого счета без дополнительного документального подтверждения;
  • использование данных электронной трудовой книжки для получения государственных услуг;
  • высокий уровень безопасности и сохранности данных.