Мутант и «лишние» конечности святых: самые странные иконы православия

Москва, 17:40, 07 Сен 2020, редакция FTimes.ru, автор Евгений Омельченко.

Традиционными символами православной религии являются иконы с изображениями святых. Привычно святые личности изображаются в человеческих образах с нимбом над головой. Но на некоторых святых изображениях православные божества предстают в нечеловеческих образах или в непривычном виде, что больше отсылает к религии Древнего Египта или буддизму. Постараемся отметить несколько оригинальных изображений, о которых порой даже не знают верующие люди, не то что атеисты.

Третья рука

На одной из православных икон Матерь Божья Дева Мария изображена с тремя руками. Причем эта икона не является оригинальной, ведь на первоначальном изображении, хранящемся в Хиландарском монастыре на Афоне, нет никакого намека на третью руку. Это объект уже впоследствии был наложен на изображение. Он стал даром от святого Иоанна Дамаскина, который в Сирии восьмого века был известен как Мансур.

Иоанн сам был христианином, но после захвата Сирии мусульманами стал видным деятелем в халифате. Тем не менее, Мансур сохранял преданность византийскому православному миру, поэтому всячески боролся с распространявшимися тогда в Византийской империи идеями иконоборчества. Правитель Константинополя Лев III решил проучить наглого Мансура, распространив ложное послание о том, что тот хочет установить в Сирии христианство и свергнуть халифат.

Дамасский халиф был разгневан подобной двойной игрой Мансура, и приказал в назидание отрубить тому руку, которую выставили на всеобщее обозрение на главной площади города. После этого Мансур стал молиться Богу, и его рука приросла обратно. Мансура после этого оправдали, а он постригся в монахи под именем Иоанн. С тех пор на иконе стали изображать третью руку, сначала делая ее из серебра, а потом просто дописывая красками. Одно из таких изображений хранится в  Свято-Даниловом мужском монастыре в Москве.

Икона «Живоносный источник»

Необычные православные иконы рождались благодаря неуемной фантазии художников древности. В пятом веке тогдашний правитель Константинополя Лев I построил храм «Целебный источник», который украсил статуями Богородицы. Прямо над целебным ключом была построена одна из статуй, ставшей прообразом для необычной иконы. На ней Дева Мария изображена держащей маленького Иисуса Христа над чашей с целебной водой. Таким образом, Богородицу символично изобразили той, которая приводит верующих к источнику, наделяющему их жизнью и исцеляющему недуги. В Средние века не было возможности объяснить Библию словами безграмотному населению, поэтому и приходилось прибегать к таким вот нестандартным иконам, на которых Матерь Божья изображалась в необычном образе.

Иисус в образе льва

Еще одним необычным образом, на котором уже сам сын Божий предстает в нестандартном виде, является икона «Спас Недреманное Око». На ней Иисус Христос изображен лежащим в кровати юношей, которого окружают ангелы и Матерь Божья. Спаситель спит, а глаза его открыты, что неким образом дает аллюзию на льва. В средневековые времена принято было считать, что царь зверей спит, не закрывая глаз.

Иисуса приравняли ко льву, потому что в строках Библии его описывают как храброго человека, «льва из колена Иудина». Сон символизирует трехдневное пребывание Христа в гробу, после того, как его распяли на кресте на Голгофе. Далее сын Божий воскрес, явив всем чудо. Таким образом, вновь-таки путем символов, гражданам пытались истолковать библейские сюжеты. Икона была популярной в Византии, а после активно распространялась по Киевской Руси.

Всевидящее Око

В одном из Библейских псалмов, Бога описывают как всевидящее око, которое возвышается над всеми людьми и видит все их грехи. Этот сюжет лег в основу создания в семнадцатом столетии иконы «Спас Всевидящее Око». Композиция иконы довольно сложна, и представляет собой ряд символов. В центре находится Иисус Христос, от него исходят лучи к четырем апостолам-евангелистам Иоанну, Матвею, Луке и Марку, которые предстали в образах животных – орла, человека, тельца и льва соответственно. Возвышается над всей композицией Бог-отец, который все видит и всех контролирует. В течение времени художники привносили новшества в икону «Спас Всевидящее Око». Некоторые священнослужители ставят под сомнение ее каноничность.

Христос Смесоипостасный

А вот икона, изображающая Христа треликим, в 1764-м официально была признана неканонической и той, что уродует изображение Спасителя. Казалось бы, посыл авторов был понятен – они пытались выразить библейский образ Иисуса Христа, который предстает в трех ипостасях:  Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа. Но на деле отображение этого троичного догмата оказалось ужасающим: Иисус с тремя головами и четырьмя глазами внушал верующим людям страх. Несмотря на осуждение в семнадцатом столетии подобных изображений Христа, и возведение их в статус неканонических, они еще долгое время были распространены на Руси.

Святой в образе пса

В восемнадцатом веке икона человека с головой собаки была признана уродливой, но она не была запрещена. Головой собаки увенчали христианского святого мученика Христофора Киноцефала. Но за что святого постигла участь быть собакоголовым? По некоторым предположениям, у Христофора просто было удлиненное лицо, что делало его похожим на собаку. По другим версиям, он вообще был представителем целого собакоголового племени, которое проживало где-то в южных от Сахары землях. В конечном итоге, отмечается, что у Киноцефала было просто такое изуродованное лицо, что изобразить его в образе собаки было куда гуманнее.

Конечно же, есть версии о том, что образ собаки – это, опять-таки, аллегория. Отсылка к тому, что Христофор был предан Иисусу Христу, также как пес предан человеку. Изображение смогло выдержать критику и прижиться в христианской традиции, несмотря на то, что никто не может объяснить точно причины его появления.

Человеческая фантазия не знает границ, и  русские иконописцы в течение многих тысячелетий создавали и не такие иконы. В конечном итоге, чтобы любая икона была признана канонической, нужно, чтобы она соотносилась с церковным текстом и символизировала какой-либо из официальных православных праздников.