«Товарищество по женам» в семейной жизни чукчей: вопрос выживания или «дикие нравы» северного народа
Москва, 14:15, 09 Сен 2020, редакция FTimes.ru, автор Евгений Омельченко.
Россия – огромная страна, на территории которой проживает множество народов. Особенно обращает на себя внимание многообразие дальневосточных народов: здесь и чукчи, и якуты. Порой современному русскому человеку сложно понять традиции различных народов. Есть у народности чукчей семейный обычай, который в нынешние времена не вписывается в нормы морали. Речь идет об обряде «товарищества по жене». Что он собой представляет?
В восемнадцатом веке в Российской империи впервые узнали о невиданных обычаях чукчей
В 1793-м году первым русским человеком, который сумел ужиться с чукчами, стал казацкий сотник Иван Кобелев. В те времена Российская империя никак не могла взять под свой контроль дальневосточные земли и угомонить воинственных чукчей. Иван Кобелев узнал немало о быте этого народа. Это было важно с политической точки зрения – необходимо было понять, как повлиять на чукчей, чтобы фактически покорить их.
Но кроме всего прочего, Кобелев поразил императрицу Екатерину II рассказами о семейных традициях чукчей. Он рассказал про обычай обмена женами или групповой брак, при котором чукчи договариваются с друзьями и пользуются их женами. Порой доходило до того, что женой чукча может поменяться с пятнадцатью товарищами.
В дальнейшем ряд антропологов и этнографов посетили места проживания чукчей и дали название феномену – «товарищество по жене». Они более подробно изучили этот обычай, и поняли, что в нем не все так просто. Кажется, что женщина в этой ситуации оказывается подчиненным объектом, которым могут распоряжаться, как вещью, без ее согласия, но на самом деле здесь все сложнее.
В групповые союзы вступали ради выживания
Сосланный на Колыму в девятнадцатом столетии революционный деятель Богораз отмечает, что «товарищество по женам» — это целая группа из десяти семей, в которых существуют вольные нравы. При этом, возможность «передачи» жены ограничивается именно этими десятью семьями, и не выходит за их рамки.
Групповые союзы были обусловлены не столько похотливостью чукчей, столько вопросами выживания в суровых условиях. Дело в том, что члены брачной группы становились друг для друга не просто партнерами по постели, но и настоящими друзьями, которые в любой момент приходили на помощь. Тот, кто не состоял в брачной группе, был обречен на одинокое существование, и никто не помог бы ему. Он становился оторванным от общины.
Чукчи всегда высоко ценили родственные связи. Они как никто другой понимали – человеческая дружба куда важнее материальных ценностей в этом суровом мире. Что уж и говорить, если один из «товарищей по жене» погибал от рук недруга, то другой член семейной общины был обязан отомстить за него.
«Товарищество по женам» сделало чукчей спокойными и не ревнивыми
Интересно, что дети, рожденные в брачном товариществе, считались братьями и сестрами, поэтому не могли вступать в интимные отношения и жениться. «Товарищами по жене» могли становиться двоюродные и троюродные братья, соседи, хорошие знакомые, но ни в коем случае не родные братья. Также обязательным условием был схожий возраст людей из группового союза. Межпоколенческие связи не поощрялись.
Русские, которым довелось пожить с чукчами и изучить их обычаи, сначала воспринимали многомужество как нечто недопустимое, но позднее меняли точку зрения. Русские женщины, которые по воле судьбы оказывались женами чукчей, впоследствии позитивно отзывались о «товариществе по женам». Они даже гордились тем, что мужья отдавали их большому количеству друзей, но это были только лучшие представители чукотского общества.
Интересно, что чукчам абсолютно чуждо такое понятие, как ревность. Они спокойно воспринимают тот факт, что их жена разделит ложе с другим мужчиной. Русские мужчины, которые оказывались на Чукотке, чаще всего отказывались вступать в групповой брачный союз из-за того, что их сердце разрывала ревность. Европейская ментальность связана с тем, что женщину нужно покорить и сделать ее своей, а потом не отдавать никому. У чукчей нет такой установки, и это сделало их мягче и добрее.
Чукотские женщины во время жестоких захватнических войн с Российской империей совершенно не противились тому, что их захватывали в плен, а вступали с ними в интимную связь русские мужчины. Они воспринимали эту ситуацию как данность. Впоследствии русским солдатам даже запретили любые контакты с местными женщинами.
Еще один удивительный факт заключается в том, что бок о бок с чукчами проживал другой дальневосточный народ – коряки. В семейном плане они были полной противоположностью чукчам – не желали отдавать свою жену никому, и могли жестоко убить того, кто посягнул на ее честь и верность.
Женщины коряков в результате были замкнутыми и не стремились ни с кем общаться. Они не носили украшений и ходили в простой одежде, чтобы не привлекать внимание мужчин. Другое дело чукчи, которые стремились всячески украсить себя.
В Советском Союзе начали активно бороться с групповыми браками, но искоренить их так и не смогли
Есть еще одна интересная традиция в чукотском обществе. Она называется левират. Ее суть состоит в том, что жена умершего при каких-либо обстоятельствах мужчины переходила к его брату (как по наследству) и теперь он должен был заботиться о ней и ее детях, как о своих родных. Брат мог отказаться от такой чести, если избранницу погибшего родственника годилась ему в матери.
И все-таки чукчи могли женить совсем юных мальчиков или девочек на людях, которые были на пятнадцать, а то и двадцать лет их старше. Но делалось это лишь в том случае, когда юная особа с раннего возраста оставалась сиротой. По сути, такие намного лет старшие жены или мужья становились для сирот скорее отцами и матерями.
После установления власти большевиков чукчам стало довольно сложно соблюдать многовековые традиции. В имперскую эпоху властные органы могли удивляться традициям чукчей, но не трогать их, а вот в СССР начали борьбу с «пережитками прошлого». Так что теперь многоженство и браки с несовершеннолетними карались лишением свободы. Однако неформально «товарищество по женам» продолжало существовать, ведь у чукотских мужчин и женщин только официально был один супруг, неформально они продолжали свои обмены.
Причиной продолжающего даже при Советском Союзе существования «товарищества по женам» было то, что чукотские представительницы прекрасного пола традиционно были зависимыми, и не могли самостоятельно позаботиться о себе. Также сложно представить, чтобы традиции, существовавшие на протяжении множества событий, смогли уничтожить за несколько десятилетий. Поэтому чукчи, по сути, наплевали на все советские запреты. Их могли пугать тем, что за многоженство не принимали в коммунистическую партию. Их могли устрашать уголовной ответственностью. Но для них это не имело никакого значения – ведь от привычки сложно избавиться. Таким образом, даже в современном обществе по-прежнему живет эта традиция, хотя многие чукчи давно уже переехали в города, и стали жить по законам цивилизованного общества. Можно сменить ярангу на многоэтажный дом, но непросто поменять групповой брак на союз с одной женщиной. По крайней мере, для чукчей.