«Закон о деофшоризации» может увеличить отток капитала из России

Москва, 13:42, 13 Май 2015, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

Президент Путин придумал неологизм в своем послании Федеральному Собранию в конце 2012 года, призвав к новым мерам по «деофшоризации нашей экономики». Однако, «Закон о деофшоризации» может увеличить отток капитала из России, возымев обратный эффект.

Послание Президента положило начало широкомасштабной кампании, возглавленной лично Путиным, по выводу российских капиталов и налоговых поступлений из оффшорных юрисдикций обратно, домой.

За прошедший год, эта инициатива стремительно набирала обороты, а с новым «Законом о деофшоризации», принятым в конце 2014 года, кампания стала чем-то вроде политического проекта для правительства, стремящегося препятствовать утечке капитала из страны. Проблема, разумеется, насущная – чистый отток капитала из России более, чем удвоился — до $151,5 млрд.

Вряд ли будет преувеличением сказать, что все крупные российские компании и многие состоятельные лица, ищущие защиту активов, корпоративного права и справедливого разрешения споров, имеют оффшорные и другие иностранные бизнес-структуры. То же касается большинства средних компаний и множества мелких.

Всех этих людей и их советников, могут затронуть инструкции от 2015 года, и новый закон «О деофшоризации» будет иметь серьезные последствия для них. Однако реальное влияние реформ еще далеко от эффекта, ожидаемого властями.

Правила все еще в «стадии строительства»

Новый закон России вступил в силу 1 января 2015 года, касаясь новых отчетов и налоговых обязательств от всех российских налоговых резидентов и частных лиц с оффшорными и другими иностранными интересами.

Эти компании и частные лица будут обязаны раскрывать по 15 июня 2015, любое участие во всех оффшорных и других иностранных компаниях и структурах, включая трасты.

С 2017 года, нераспределенная прибыль контролируемых иностранных компаний (КИК) и структур, облагается ежегодным налогом на доходы, полученные с начала этого года.

Для борьбы с практикой оффшорного структурирования, понятия «бенефициарное право собственности» и «корпоративное налоговое резидентство» были введены в налоговое законодательство Российской Федерации.

Реформа имела бурное начало. Российские регуляторы всего лишь за год создали законодательство о контролируемых иностранных компаниях (КИК) и других международных налоговых вопросах. Многие страны затратили годы, если не десятилетия, чтобы создать функционирующую правовую базу по этим вопросам, и российское законодательство, конечно же, еще «в стадии строительства».

Кроме того, в спешке, чтобы протащить закон через парламент, похоже, забыли, что новый закон по-прежнему требует нескольких подчиненных форм и процедур, которые должны быть разработаны, чтобы сделать новые механизмы действительно эффективными.

В частности, окончательная форма «Об обязательном раскрытии иностранных компаний и трастов», которая должна быть подана не позднее 15 июня текущего года, была опубликована только 24 апреля. теперь срок 15 июня должен передвинуться вперед от 1 апреля 2015 г., поскольку корректировка  была внесена в последнюю минуту, из-за отказа Федеральной налоговой службы изготовить форму вовремя.

Создание других обязательных форм и процедур еще не завершено. Тем, кто хочет раскрыть свои корпоративные структуры для целей налогообложения, добровольно заявив их в качестве российских налоговых резидентов, остается только ожидать дальнейших задержек.

Вторая часть статьи: Деофшоризация в России вряд ли получится без дальнейших реформ