Собственник бизнеса и генеральный директор: разделять нельзя совмещать

Фото: ShutterStock
ГЛАВНАЯ / Бизнес

Москва, 18.10.2021, 20:40:45, редакция FTimes.ru, автор admin.

Какие функции у собственника бизнеса и генерального директора? Один ли это человек? И почему важно правильно распределить зоны ответственности? В этих вопросах изданию помог разобраться Дмитрий Кузнецов — владелец двух бизнесов: компании, специализирующейся на аренде автомобилей бизнес- и премиум класса «Gatsby Rent a Car» и компании, специализирующейся на логистике товаров из Китая и Европы, предприниматель с 10-летним стажем.

«Многие считают, что генеральный директор и собственник бизнеса — это одно и то же. В первое время я и сам так думал: лично отбирал автомобили, выбирал блогеров, которые будут рекламировать бизнес. Я создал бизнес, по документам напротив должности генерального директора стоит моё имя.

Но это не так. За 10 лет в бизнесе я точно понял, что собственник и генеральный директор — это абсолютно два разных человека, выполняющие разные функции. Более того, первый не должен выполнять работу второго.

Кто есть кто

Собственник бизнеса — человек, который создал первичный цикл: продукт, систему, спрос на товар или услугу. Его главная функция — разрабатывать стратегию, то есть прицельно вести компанию к масштабированию. Точечные задачи он выполняет не сам, а делегирует генеральному директору.

Генеральный директор — тот, кто реализует все задачи из стратегии, которую создал основатель компании. Конечно, самостоятельно он всё делать не может, для этого существуют подразделения, однако контроль за каждой задачей лежит на нём. Он должен презентовать результат владельцу бизнеса: смета, обратная связь от клиентов, работа с продуктом, CRM-система и другая операционка.

Как выстраивать совместную работу

Собственник видит ведение бизнеса через широкую воронку, то есть у него буквально «вид сверху»: все структуры, задачи, пути развития. Это как карта — перед глазами бизнесмена множество дорог, которые соединяются, пересекаются или расходятся. Наблюдая картину целиком, собственник может принимать важные стратегические решения. Но это возможно только если владелец бизнеса подходит к работе с «трезвым умом». Он не должен быть занят операционными задачами, потому что они не будут позволять ему развиваться, мыслить в необходимом направлении, а лишь будут погружать в рутину.

Обратите внимание: стоит заехать в офис на 15 минут, как это время превращается в несколько часов. Всем что-то нужно, сотрудники хотят, чтобы вы приняли решение, потому что желают переложить ответственность за свои действия. Вы погружаетесь в рутину и перестаёте мыслить стратегически. В итоге вы приехали забрать деньги из сейфа, но сидите и решаете, кого привлечь для рекламы, где приобрести новый автомобиль, какой бюджет внести в смету. Это те задачи, к которым бизнесмен не должен прикасаться вовсе. В такие моменты вы, как собственник бизнеса, занимаетесь не своим делом.

За 10 лет в бизнесе я убедился, что операционные задачи не должны обсуждаться между собственником и генеральным директором. Второй должен демонстрировать результат по заданной стратегии, а результата может быть лишь два — сделано и не сделано. Детали по конкретным задачам бизнесмена интересовать не должны.

К примеру, сейчас офис моей компании находится в Москве. Я планирую открыть новые филиалы в разных городах России. Для этого нужно:

протестировать спрос на такой вид авто в желаемых регионах;
просчитать коммерцию (сколько будет стоить открытие филиалов);
собрать обратную связь от отделов продаж и маркетинга после проведения спроса;
аккумулировать все цифры воедино.

То есть все задачи по анализу рынка, поискам места и подсчёту стоимости открытия должны быть делегированы ответственному лицу. Но что делать, если в компании нет генерального директора? В этом случае собственнику следует чётко разделить свои роли. Он должен понимать, когда он выступает собственником и принимает стратегически важные решения, а когда он генеральный директор и делегирует конкретные задачи своим сотрудникам, контролируя результат.

Существует два пути развития компании. Первый, когда собственник сразу нанимает генерального директора, и они вместе начинают формировать штат. И второй, при котором в компании есть собственник и сотрудники, а в определённый этап развития начинается поиск генерального директора. Оба пути довольно часто встречаются и являются абсолютной нормой. Главное, что рано или поздно компания приходит к необходимости найма генерального директора, чтобы обеспечить себе качественный скачок в развитии.

При погружении в операционку владелец компании превращается в генерального директора, маркетолога, руководителя отдела продаж. Найм такого человека, как директор, — это не расход средств, а инвестиция в развитие. Передав ему задачи, вы освобождаете своё время, которое стоит намного дороже любого наёмного сотрудника».

Комментарии

Ваше мнение

Подпишись на канал FTimes в Яндекс.Дзен

Реклама


Читайте также: