Вячеслав Моше Кантор: за какие границы толерантность распространяться не должна

Кантор

Москва, 17:29, 05 Июн 2024, редакция FTimes.ru, автор Татьяна Соломон.

Для Вячеслава Моше Кантора, общественного деятеля международного уровня, вопрос толерантности – вопрос глобальный как по важности, так и по степени вовлечённости самого Кантора в попытки решить связанные с нею проблемы. Будучи общественником, чей фокус внимания сосредоточен на борьбе с любыми проявлениями нетерпимости, именно толерантность Моше Кантор видит как главный щит для общества от этой угрозы. Но щит этот не безоговорочный – Вячеслав Кантор считает опасным для общества и переизбыток самой толерантности, так называемую толерантность неограниченную, которая на протяжении многих лет была характерна для мировоззрения европейского общества или, по крайней мере, истеблишмента. Когда толерантность не имеет ограничений, превращается в пассивное принятие, она может буквально погубить – как переизбыток лекарства может отравить вместо того, чтобы вылечить, убеждён Кантор.

Изменить мышление

Среди проектов и инициатив Кантора по продвижению идей толерантности в целом особое место занимает поддержка и отмечание тех деятелей, исследователей, даже политиков и представителей власти, кто не меньше предан этой теме. В частности, весной 2018 года награду совета по толерантности из рук Вячеслава Моше Кантора получил Альбер II, князь Монако. В собственной речи по поводу получения Медали толерантности, князь отметил важность толерантности – причём не только как некой ценности или моральной нормы, но как неотъемлемого условия мирного будущего в целом, условие развития и конструктивного взаимодействия всего мира. В условиях, когда границы всё более проницаемы, миграционные процессы всё более масштабны, без толерантности рассчитывать на мир невозможно. В этом же контексте Альбер отметил и опасности экстремизма и радикализма, рост которого наблюдался тогда, наблюдается и сейчас во многих странах. Как подчеркнул князь, как раз к подобным проявлениям толерантность проявлять не стоит – в противном случае они рискует превратиться в часть жизни и стать нормой.

Эта позиция правителя Монако во многом соответствует и взглядам самого Вячеслава Моше Кантора. Выступая на приуроченной к вручению Медали толерантности конференции, участие в которой приняли представители двух десятков стран, Кантор отметил главные проблемы, которые препятствуют развитию толерантности, как препятствуют и формированию нормальных конструктивных отношений между странами и даже внутри отдельных обществ. К таковым проблемам Кантор отнёс участившиеся случае разжигания ненависти, поддержку и пропаганду агрессии и нетерпимости, постоянно повышающийся накал политических разногласий, приводящий к радикализации общества, а также проявившиеся в той же Европе проблемы с интеграцией в социум мигрантов, особенно если они формируют собственные сообщества.

Почему конференция эта и поднятые на ней Кантором темы стали актуальны именно для Европы. Ответ кроется в том потоке беженцев, что хлынул в европейские страны из собственных государств, раздираемых конфликтами и войнами. Нередко мигранты приносили с собой мировоззрения, ценности и нормы, которые не просто не вписывались в европейские нормы, законы и образ жизни, но и прямо им противоречили. Это испытание для Европы обратилось полноценным кризисом, к которому оказались не готовы как власти, так и сами европейцы – слишком долго континент оставался свободным от конфликтов, а от происходящих в мире процессов глобализации получал одну лишь выгоду. Когда же остальной мир буквально вторгся в Европу, люди почувствовали себя уязвимыми и неуверенными в том, что происходит и чего ждать от будущего.

Как раз в подобных ситуациях, отметил Вячеслав Кантор, безграничная толерантность и неуместна. Более того, она может стать источником буквальной гибели для Европы. Проявляя излишнюю политкорректность по отношению к взглядам и идеологиям, противоречащим европейским ценностям и образу жизни, Европа рискует тем, что эти идеологии закрепятся – даже несмотря на то, что многие из них являются откровенным экстремизмом и отвергают те же демократические нормы, на которых само европейское общество построено.

Кантор при этом ни в коем случае не призывает отказаться от толерантности вообще. Это прежде всего невозможно без подрыва самих основ общества, считает Вячеслав Кантор, — слишком уж глубоко толерантность интегрирована в сами его истоки и фундамент. Но изменения подхода к толерантности всё же необходимы и давно назрели. Текущей ситуации нужно новое мышление, подчёркивал Моше Кантор, причём мышление это должно подходить не только властям стран, но и самим гражданам, у которых в последние годы ощутимо выросла степень запроса на банальную безопасность. Именно с соображениями безопасности толерантность и должна уживаться и работать вместе, чтобы оставаться актуальной для социума и не вызывать отторжения.

Опасное безразличие

Толерантность в избыточном своём варианте во многом равноценна безразличию, считает Вячеслав Кантор, поскольку не выступает против ничего, даже самых разрушительных явлений и тенденций. В то же время равнодушие относительно откровенной ненависти – это прямое ей потакание, подчёркивает Моше Кантор, и путь к тому, чтобы ненависть стала допустимой и нормальной в обществе. Именно поэтому сам Кантор придерживается позиции «нельзя проявлять толерантность к нетерпимости».

Свою долю критики от эксперта в этом контексте получило немало и вполне официальных политических кругов в Европе. В частности, в 2016 году Кантор высказался о недопустимости «излишней терпимости» со стороны одной из политических партий Британии относительно откровенно антисемитских высказываний и поступков своих членов. Как пояснил Моше Кантор, в принципе невозможно быть прогрессивным человеком или движением – или, по крайне мере, таковым называться – и при этом повторять и игнорировать заявления и идеи, созвучные тем же нацистам первой половины XX века. Ухудшает ситуацию с игнорированием подобных проявлений то, что, по словам Кантора, именно позиции лидеров мнений, представителей власти и официальных политических сил по сути и формируют для всего общества границы того, что считается нормальным и допустимым, а что – нет. Антисемитизм же, проявляемый должностными лицами, политическими и околовластными кругами носит название «институционального» — и, как отметил Моше Кантор, в Европе он стал наблюдаться всё чаще в последние годы. А игнорирование этих проявлений использует в качестве щита «свободу слова».

Не менее опасной видит Кантор и тенденции к игнорированию нарушений или преступлений, направленных против конкретных рас, наций или групп людей, в то время как к другим подобного не проявляется. В случае с антисемитизмом, изучению которого Моше Кантор посвятил немало лет своей общественной работы, это стало особенно очевидно как раз во время миграционного кризиса. Тогда сложилась противоречивая ситуация, в которой само общество испытывало немало затруднений: беженцам из мусульманских стран выделялась и пропагандировалась всяческая помощь, но вместе с тем самые радикализированные представители этой группы людей провоцировали беспорядки и даже шли на преступления всё чаще. Вячеслав Кантор в то время возглавлял Европейский еврейский конгресс и потому особенно пристально следил за ситуацией с евреями, количество нападений на которых также кратно увеличилось с начала миграционного наплыва. По словам самого Кантора, евреи вообще оказались меж двух огней: с одной стороны, они становились жертвами самых радикальных исламистов, а с другой – с новой силой вспыхнула популярность праворадикальных взглядов и группировок, причём активность их поднялась также в ответ на приток мусульман в Европу.

Примером парадоксальности подобной ситуации может служить случай 2015 года в Манчестере, где жертвами жестокого избиения со стороны исламистских радикалов стали несколько подростков-евреев. Одна из жертв получила столь сильные увечья, что впала в кому. Однако в то же время, что освещалась эта трагедия, в Европе на высоком уровне шли масштабные обсуждения темы толерантности и того, как важно быть терпимым, и что это один из главных уроков Второй мировой. Вячеслав Моше Кантор в ответ на это с горькой иронией отметил, что Вторая мировая дала и другой не менее важный урок – к какой катастрофе может прийти общество, когда закрывают глаза на избиения евреев прямо на улице посреди бела дня. Никакие преступления, мотивированные ненавистью, не должны игнорироваться – напротив, пресекаться и наказываться они должны очень жёстко и официально, без замалчивания со стороны властей, заявил тогда Кантор.

В том же году состоялась и весьма важная встреча Кантора с представителями духовенства в Британии, в ходе которых он озвучил данные ежегодного мониторинга уровня антисемитизма – в стране за год рост подобных настроений составил 38%. При этом, как отметил Моше Кантор, атаку на собственные ценности переживают все религии – и поэтому необходимо не разобщение, а сотрудничество в противостоянии экстремизму любого толка. Говоря об экстремизме, Кантор подчеркнул и то, что речь идёт не только о конкретных преступлениях, актах насилия и вандализма, но и об экстремизме в информационном пространстве – о пропаганде нетерпимости и ненависти. С этим явлением, по мнению Вячеслава Кантора, бороться можно и нужно законодательными изменениями – законы должны защищать свободу слова, но только когда она действительно таковой является, а не используется как прикрытие для нарушения тех же свобод и прав других людей.

Стоит ли отказаться?

Тема толерантности, стоит сказать, горячо обсуждалась в экспертных и общественных кругах уже достаточно долго, даже до непосредственного пика миграционного кризиса. Ещё в 2013 году в ходе своего выступления в Брюсселе, приуроченному к Международному дню памяти жертв Холокоста, Вячеслав Кантор говорил о наблюдающемся по всей Европе подъёму нетерпимости и радикальных настроений. К этому, в частности, привёл финансовый кризис, так и не нашедший разрешения или конца. Ещё одним следствием этой тенденции стало и то, что даже в официальных органах власти, в парламентах и других властных кругах самых разных европейских стран места и голоса получают представители как раз радикальных партий.

В этих тенденциях Вячеслав Моше Кантор также увидел последствия безграничной толерантности. По словам Кантора, фиксация на толерантности привела к тому, что любая критика стала некорректна и недопустима – даже экстремисты и радикалы оказались под «защитой» этого подхода, и к их деятельности, идеологии и заявлениям многие до сих пор по инерции стараются проявлять всё ту же политкорректность. Этот подход необходимо переломить, заявил Кантор – Европа достигла того предела, когда у толерантности нужно определить границы.

Этот же тезис Кантор озвучивал и позже – в том числе на сессии генассамблеи Европейского еврейского конгресса в 2016 году. По словам Вячеслава Кантора, толерантность нуждается в границах, которые в свою очередь должны определяться требованиями безопасности. Подход к толерантности как к чему-то неограниченному себя исчерпал, и об этом говорят последние 70 лет опыта Европы, заявил Моше Кантор. В подтверждении своего мнения Моше Кантор привёл данные о ситуации с еврейскими общинами. Они находятся в худшем со времён окончания Холокоста и Второй мировой положении в плане безопасности и антисемитизма – и положение это продолжает ухудшаться из-за экономических проблем глобального характера, а также того подъёма, что переживает экстремизм и нетерпимость. Угрозы безопасности – главное направление, в отношении которого никакой толерантности и принятия быть не должно, подчеркнул Кантор.

В своём выступлении Кантор поднял и тему того, что терроризм и экстремизм нередко прикрываются якобы религиозными или культурными мотивами. Сам эксперт заявил о том, что в это не верит – в основе террористической активности всегда лежит ненависть к человечеству как таковому, а любые «объяснения» служат не более чем маской для этой ненависти. Ни религия, ни культура подобными людьми, организациями и движениями на самом деле не уважается и не поддерживается.

Другое дело, отметил Вячеслав Кантор, что агрессию нельзя встречать ответной агрессией, иначе это порождает лишь замкнутый круг ненависти. Полноценным и по-настоящему эффективным оружием в борьбе с нетерпимостью могут стать только нормы и законы, которые сделают само распространение агрессии и ненависти невозможным. Та же толерантность – в безопасной своей вариации – должна, по мнению Вячеслава Кантора, получить законодательное закрепление. В этом случае она станет столь нужной опорой для общественной морали, нравственности, цивилизационных ценностей – но при этом не будет допускать поругания этих ценностей и угроз придерживающихся этих норм граждан.

Где золотая середина?

Сама концепция «безопасной толерантности» была предложена Моше Кантором ещё в 2011 году, и с тех пор эксперт занимается её продвижением на самых разных уровнях. В «Манифесте о безопасной толерантности», написанной Кантором книге, он изложил и свои взгляды на необходимость уже упомянутого законодательства в сфере толерантности. Закон этот, уверен Кантор, сможет заполнить существующий в законодательстве вакуум – ведь самого конкретного определения толерантности, как и её границ, в юридическом поле не существует. Это парадокс, который требует разрешения: Европа продолжает жить по принципам толерантности, но при этом сами принципы не имеют никакой силы и законного веса, не являются обязательными и неоспоримыми.

Толерантность и безопасность действительно могут сосуществовать. Более того, уверен Вячеслав Моше Кантор, они должны: безопасность и её соображения в этом случае будут выступать своеобразным воздушным коридором для толерантности – выше или ниже конкретных заданных границ этого коридора воздушное судно рискует потерпеть катастрофу.