Поминки и суеверия: что говорит РПЦ и какие традиции стоит оставить в прошлом
Москва, 13:43, 09 Апр 2025, редакция FTimes.ru, автор Елена Галицкая.
Вопросы жизни и смерти всегда были окружены множеством обрядов, традиций и поверий. Особенно это касается поминальных практик, которые прочно укоренились в сознании многих поколений россиян. Однако в Русской Православной Церкви (РПЦ) напоминают: далеко не все ритуалы, принятые в обществе, имеют духовную основу или соответствуют православному вероучению.
Зачем проводятся поминки?
Поминальная трапеза — это не просто собрание родных и близких, а духовный акт памяти и молитвы об усопшем. Это возможность выразить любовь, благодарность и веру в бессмертие души. Однако со временем вокруг этого обряда обросло множество обычаев, которые зачастую идут вразрез с православной традицией и несут скорее языческое или суеверное происхождение.
Мифы и суеверия, от которых стоит отказаться
Один из самых распространённых мифов — необходимость закрывать зеркала в доме, где произошла смерть. Якобы душа может «заблудиться» или «застрять» в зеркальном отражении. Однако священнослужители РПЦ уверены: в течение 40 дней после смерти душа человека проходит путь, определяемый волей Божией — она свидетельствует и рай, и ад. Никакое зеркало не может повлиять на этот путь.
Ещё один устоявшийся обычай — оставлять еду на могиле. Это поведение уходит корнями в дохристианские времена и не имеет отношения к православной вере. Настоящей помощью для умершего служит не каша и пирожки, а молитва — личная, церковная, искренняя. Причащение, милостыня, панихиды и сорокоусты гораздо важнее любых «угощений» покойнику.
Также не имеет духовной подоплёки отказ от использования вилок на поминках. Церковь не запрещает пользоваться столовыми приборами, и их игнорирование воспринимается как абсурдная и бессмысленная традиция. Тоже касается и запрета на присутствие беременных женщин или детей на кладбище — это суеверие, не подтверждённое никакими богословскими текстами.
Духовный смысл — в молитве, а не в ритуале
Священники призывают верующих также отказаться от практики оставлять окна и двери открытыми в доме, где недавно скончался человек, или от идеи, что нельзя выносить мусор в первые дни после похорон. Все эти действия — проявления страха перед неизвестным, но не веры в Бога и Его милость.
Важно также помнить, что поминки не должны превращаться в застолье с обильными возлияниями. Алкоголь в этот день — повод не почтить усопшего, а потерять связь с тем, ради чего всё затевалось. Гораздо уместнее будет собрать близких за скромным обедом, помолиться вместе, поделиться воспоминаниями, посетить храм или заказать панихиду.
Церковь за здравый подход к прощанию с умершими
Все, что окружает смерть человека, должно быть пропитано молитвой, любовью и светлой памятью, а не страхами и приметами. Как подчёркивают в РПЦ, церковь не отрицает традиции как таковые, но важно отделять истинное духовное содержание от народных суеверий, которые часто мешают, а не помогают пережить утрату.
Отец Иоанн, священник из Йошкар-Олы, комментирует:
«Мы должны понимать: смерть — это не конец, а переход. И если мы хотим помочь душе близкого, стоит не зеркало закрыть, а сердце открыть для молитвы».
Вместо суеверий — вера и добрые дела
Отказ от суеверий — не пренебрежение традицией, а возвращение к подлинной сути православной памяти об усопших. Прийти в храм, поставить свечу, подать записку на помин, раздать милостыню — всё это настоящие шаги верующего. Остальное — лишь оболочка, от которой со временем стоит отказаться, если она не помогает, а путает.
Поминайте с душой, а не по привычке.И пусть память об усопших живёт не в ритуалах, а в поступках — добрых, искренних и полных любви.