Медики исследовали влияние космических полетов на позвоночник человека

Москва, 15:01, 26 Окт 2016, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

Медики провели исследование того, как космические полеты влияют на позвоночник. Оказалось, что в результате возникновения атрофии мышц, поддерживающих позвоночник, космонавты не могут вернуться к норме даже через несколько недель после возвращения на Землю.

Результаты открывают новые нюансы о боли в спине и болезнях спинного диска, связанных с длительным космическим полетом.

«Это может обеспечить полезной физиологической информацией для пилотируемого полета на Марс», — пишут исследователи.

Поддерживающие позвоночник мышцы могут ослабнуть во время полета. Шесть членов экипажей NASA были изучены до и после нахождения от четырех до семи месяцев в условиях невесомости на Международной космической станции. Каждый космонавт прошел магнитно-резонансную томографию (МРТ) позвоночника сразу после их возвращения на землю, и еще раз через промежуток от одного до двух месяцев.

Цель состояла в том, чтобы понять факторы, влияющие на прочность поясничного отдела позвоночника и возникновения болей в пояснице во время длительных космических полетов, а также ответ позвоночника на возвращение к земной гравитации.

Боль в спине — распространенное явление во время длительных миссий. Более чем половина членов космических экипажей отмечают спинные боли. У космонавтов также повышается риск возникновения межпозвоночной грыжи в первые месяцы после возвращения из космического полета — примерно в четыре раза выше, чем в сопоставимой контрольной группе.

Эти изменения сопровождаются увеличением высоты тела (около пяти сантиметров). В результате позвоночник «разгружается» и происходят различные изменения, связанные с отсутствием гравитации.

МРТ-сканирование показало значительную атрофию параспинальной мышечной массы, которая играет важную роль в поддержании позвоночника и движениях во время нахождения человека в космосе. Функциональная площадь поперечного сечения поясничных параспинальных мышц снижается в среднем на 19 процентов от предполетной. Месяц или два спустя удалось вернуть только около двух третей прежней площади.

Еще более резко снижается функциональная площадь поперечного сечения параспинальных мышц по отношению к общему параспинальному поперечному сечению. Соотношение мышечной массы снизилась с 86 процентов до 72 процентов сразу после полета. Впоследствии соотношение поправилось до 81 процента, но было меньше, чем предполетное значение.

В отличие от этого не обнаружено последовательного изменения высоты межпозвонковых дисков. Доктор Чанг и соавторы пишут:

«Эти измерения противоречат предыдущим гипотезам о влиянии микрогравитации на набухание диска».

Ученые отмечают, что необходимы дальнейшие исследования для выяснения влияний микрогравитации на высоту диска, и будут ли они способствовать увеличению высоты тела во время космических полетов, приводящему к повышению риска возникновения грыжи межпозвоночного диска.

Между тем обнаружение атрофии параспинальных мышц предполагает возможные превентивные меры для уменьшения влияния космического полета на позвоночник. Например, основные укрепляющие упражнения, которые рекомендованы для пациентов с болями в спине на Земле, могут быть полезным дополнением к программе подготовки астронавтов.

Йога может быть еще одним перспективным подходом, особенно для решения проблем скованности позвоночника и ограничения подвижности.