Неврологи: Стресс блокирует у человека восприятие и способность к обучению

Москва, 21:50, 11 Янв 2017, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

Стресс является частью нашей повседневной жизни, и в то время, как некоторые не могут жить без него, большинство людей чувствуют себя плохо.

Тренируя свои чувства, мы можем обострить их, и тем самым улучшать показатели восприятия, но гормон стресса кортизол полностью блокирует эту важную способность. В текущем выпуске журнала Psychoneuroendocrinology неврологи из Рурского университета в Бохуме (Германия) сделали доклад об этой находке.

«Предыдущие исследования уже показали, что стресс может препятствовать извлечению воспоминаний. Но теперь мы обнаружили, что он также имеет большое влияние на наше восприятие», — объясняет доктор Юбер Динзе.

Ученые исследовали, как осязание у 30 участников исследования может измениться после фазы обучения. Половина из них получили среднюю дозу гормона стресса кортизола, в то время как другая половина получала плацебо препарат.

Чтобы сделать обучение сравнимым для всех участников, ученые использовали известный подход пассивной стимуляции пальцем. Предыдущие исследования показали, что этот метод приводит к улучшению тактильного зрения.

Тактильная эффективность была оценена с помощью так называемой «двухточечного дискриминационного порога». Этот маркер показывает, насколько отдалены по времени друг от друга должны быть две стимуляции, чтобы различаться как два отдельных ощущения — чем ближе, тем лучше осязание.

Группа плацебо улучшила свою тактильную остроту примерно на 15 процентов. В отличие от них, в группе кортизола блокировались почти все улучшения. Когнитивный психолог, профессор Оливер Вульф объясняет: «Наши данные показывают, что разовая доза кортизола не только разрушает память в гиппокампе, но также оказывает существенное влияние на пластичность сенсорных областей мозга».

В предыдущих исследованиях на клеточном уровне, нейрофизиологи показали, что кортизол подавляет усиление синаптических связей, и поэтому страдает пластичность мозга, его способность к обучению. Команда под руководством Юбера Динзе, таким образом, предполагает, что их результаты также могут объяснить кортизол-индуцированное подавление синаптической пластичности.

Результаты исследования также могут повлиять на клинические процедуры. Кортикостероиды, одним из которых является кортизол, часто используются в лечении иммунологических и неврологических заболеваний. Однако воздействуя на процесс обучения, что наблюдается в данном исследовании, кортизол может противодействовать реабилитации, которая полагается на эти механизмы. Поэтому необходимо выяснить, какие эффекты клиническое лечение этими веществами оказывает на механизмы обучения в головном мозге.