Ученые разгадали, почему девочки проходят тест по чтению лучше мальчиков

Москва, 11:17, 20 Янв 2017, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

Во время школьных тестов по чтению, девочки обычно опережают мальчиков во всех возрастных группах и во всех странах. Но в юном возрасте уже нет никакой разницы между мужскими и женскими навыками чтения. Почему? Может ли ответ быть в том, каким образом составлены тесты?

Этот разрыв в скорости и качестве чтения проявляется среди 10-летних детей, и даже шире, в группе 15-летних.

Тесты по чтению измеряют, могут ли ученики могут извлекать информацию из текста, умеют ли делать несложные выводы, интерпретировать и сопоставлять информацию, оценивать содержание и литературные приемы в тексте. Любой из этих тестов девочки исполняют лучшие.

Различия исчезают у взрослых. При проверке навыков чтения 16-24-летних, гендерные различия вдруг вовсе исчезли.

Некоторые гипотезы уже выдвигались, чтобы объяснить, почему навыки чтения девочек оказываются лучше, чем у мальчиков в школьном возрасте. Разница в интеллекте была отклонена, так как девочки явно не имеют выше IQ, чем у мальчиков. То же самое касается теории, что разница может быть как-то связана с конкретными методами обучения, поскольку чтение преподается с использованием различных методов. И мы до сих пор не имеем ответа на вопрос, почему такая разница исчезает, когда ученики заканчивают среднюю школу и переходят во взрослую жизнь.

Исследователи из Норвегии проверили, действительно ли принципы составления тестов, по крайней мере, частично объясняют такие выраженные различия, которые затем исчезают. Они сравнили тесты с точки зрения их предназначения, способов их оценивания, и манеры, в которой они реализуются.

Оказалось, что тесты, используемых в школах, разработаны таким образом, что дают преимущество девочкам.

Одной из характеристик является то, что эти тесты содержат многочисленные непрерывные тексты, которые могут быть описательными, повествовательными и т. д. Предыдущие исследования показали, что девочки и женщины обычно лучше читают такие тексты, чем мальчики и мужчины. Мальчики и мужчины лучше читают не сплошные тексты, а графики, таблицы, рекламы и т. д. Ряд исследований также показывают, что различия в пользу девочек возникают, когда учащиеся должны читать художественные тексты.

«Поскольку мы знаем, что возникает преимущество для девочек при чтении длинных, художественных текстов, это может давать им преимущество при этом типе текста в тестах по чтению, которое могло бы повлиять на результаты измерения навыков у учащихся», — говорит автор исследования, профессор Солхейм.