Ученые проанализировали реакцию приматов на смерть

Москва, 11:23, 01 Июл 2019, редакция FTimes.ru, автор Евгения Ковалева.

Исследователи из Университета Киото рассмотрели данные о 200 годах сравнительной танатологии приматов, отличных от человека.

Согласно археологическим записям, древние люди в какой-то момент начали засыпать умерших сородичей землей. Похоронные практики – отличительная особенность человечества. Со временем ученые признали, что поведение других животных также меняется в присутствии покойника. Наука, известная как «сравнительная танатология», изучает когнитивные, психологические и физиологические аспекты смерти у низших приматов. В первом глубоком обзоре сферы, Андре Гонсалвеш из Университета Киото и Сусана Карвалью из Оксфордского университета проанализировали информацию, собранную за 200 лет, сообщает sciencedaily.com. Они определили эволюционный график погребальных практик, охватили археологическую и психологическую отрасли.

Результаты исследования представлены в Biological Reviews.

Авторы отметили, что разные виды приматов похоже ведут себя, сталкиваясь со смертью. Они защищают тела сородичей, переносят их и выражают эмоции, напоминающие горе.

Команда проанализировала 240 отчетов для достижения 3 предварительных целей: задокументировать историю, собрать и интерпретировать текущие сведения, разработать эволюционный график реакций обезьян на смерть.

«Низшие приматы демонстрируют разные виды поведения. Чаще всего матери держат мертвых детей. Этому способствуют многие факторы. Но мы выяснили, что они поступают так из-за умения держать объекты, — сказал Гонсалвеш. – Интересно, что приматы, вроде лемуров и тамаринов, так не поступают, несмотря на многие попытки. Это связано с дефицитом хватательных навыков».

При смерти взрослого сородича наблюдаются разные реакции. Приматы организуют бдения, охраняют или навещают тело. По мнению авторов, такое взаимодействие, вероятно, является побочным продуктом привязанности. Оно также позволяет приматам получить важную информацию от останков, служа способом понять, как отличить живого от мертвого, и указывая на потенциальные изменения иерархии группы.

Команда предположила, что животные способны к неявному осознанию смерти.

«Мы понимаем эту концепцию в возрасте 3-10 лет, — объяснил Гонсалвеш. Можно предположить, что низшие приматы в некоторой степени осознают смерть. Но только люди образовали понятие высшего порядка».

Бытует мнение, что человекообразные обезьяны имеют концепцию смерти, как люди. Но Гонсалвеш и Карвалью настаивают на формулировке и проверки гипотез экспериментально.