«Сказка о потерянном времени»: запутанная история праздника Нового года простыми словами

Москва, 09:23, 25 Дек 2019, редакция FTimes.ru, автор Мария Сосновская.

О том, что изначально в царской России Новый год отмечался отнюдь не 1 января, знают все те, кто прилежно учился в школе или на досуге читал исторические учебники. Но почему так вышло, и кто вообще придумал перенос праздника – вопрос, ответ на который могут дать далеко не все.

Первопроходцем в смене календарного стиля стал Петр Первый. Именно он 20 декабря 1699 года издал указ, где шла речь о необходимости справлять праздник Нового года непременно первого января. Причем инструкция о том, как это делать, была настолько детальной, что отыскать лазейки для отказа приучаться к новым традициям у простого люда просто не оказалось.

Так, в тексте речь шла о том, что для создания праздничного духа необходимо украшать ворота ветками хвойных деревьев. Тем,  кому достаток не позволял устраивать пышные торжества и богато украшать фасады, предписывалось хотя бы устанавливать по одному деревцу или, на худой конец, прикрепить около входа пушистую веточку.

Успеть подготовить можжевельник, сосенку или ель необходимо было строго к первому января, и не снимать ничего до седьмого января.

Как изменил жизнь россиян указ царя

Помимо обязательств по части декорирования экстерьера, требовали от граждан всех социальных слоев и придерживаться рекомендаций, предписывающих обязательные поздравления с Новым годом. Делалось это «в знак веселия».

А чтобы подбодрить народ, который традиционно ко всему новому относился со скепсисом, Петр решил ввести народные гуляния на Большой Красной площади. Там же всем зевакам обещали огненные потехи и стрельбу.

Причем царь позаботился и о том, чтобы распределение обязанностей среди людей с разным достатком было соответствующее. Боярам вместе с другой знатью, чиновникам из думы, а также купцам, семьям военных и вообще все знаменитым людям предписывалось совершать выстрел со двора из небольших пушечек. Тем, у кого дома нашлось ружье, стрелять надо было три раза, а потом выпускать ракеты.

На «пристойных улицах» необходимо было всю праздничную неделю жечь огни из дров и хвороста. Тем, кто себе таких роскошеств позволить не мог, следовало собираться небольшими группами по несколько дворов, кооперироваться и все равно жечь костры.

На худой конец разрешалось взять продырявленную бочку, накидать туда хвороста или соломы, а потом поджигать. То же самое нужно было устроить на площади перед ратушею бургомистров.

И уже в 1700 году в указанное 1 января впервые вся страна приучалась праздновать Новый год по другим традициям. Так, царское семейство вместе с представителями знати отправилось на молебен в Успенский собор. Там же митрополит Стефан прочитал вдохновенную проповедь о том, что общество нуждается в смене формата летоисчисления.

Как воспринял перемены народ

Чтобы простые люди побыстрее пришли в себя после вестей о нововведении, а также в качестве показательного примера, что новые празднества будут веселыми и интересными, решено было на главной площади устроить фейерверк.

Гуляли долго и, в основном, шумно, а завершились первые праздничные гуляния только 6 января. Чтобы ознаменовать завершение торжественной недели, был организован Крестный ход на Иордань. И даже тут традиция нарушилась в пользу новшества.

Вместо того, чтобы царственной особе идти вслед за духовенством в своих шикарных одеждах, он оставался на берегу Москвы-реки, сменив дорогое убранство на вычищенный до блеска военный мундир. А по обе стороны от него расположились солдаты из Преображенского и Семеновского полков, которые облачены были в нарядные камзолы с золотыми пуговицами и зеленые кафтаны.

Тем боярам, кто пришел к месту событий, наряжаться приказали исключительно в венгерские кафтаны – модная тогда обновка от европейских модельеров. Знатным дамам тоже разрешали посетить мероприятие разве что в платье по иностранным мотивам кроя.

И пока одни гудели в ближайшем окружении царя, празднуя на широкую ногу, многие крестьяне такого праздника не поняли. Во многих исторических исследованиях специалисты пишут о том, что простой люд не был в восторге. Особенно отличились те, кто называл себя традиционалистами.

Они говорили о том, что Петр Первый «убил» год и выражали недовольство в узких кругах. Впрочем, вспоминая вообще все новаторские идеи правителей времен царской Руси, народ крайне редко одобрял затеи своих руководителей. Очень туго шли все реформы, ведь проживающие на Руси селяне вообще не особенно любили перемены. И только с течением времени люди понимали, что нововведения шли им на пользу.

Откуда появилось народное недовольство

Истинная причина обилия претензию приверженцев старого обряда уходит корнями в историю более ранних новогодних традиций. Приблизительно с пятнадцатого века крестьяне и знать отмечали наступление Нового года первого сентября. При этом, отчет времени стартовал с начала Сотворения мира.

В те времена принято было, чтобы представитель царской семьи в своем лучшем одеянии восседал на троне на площади, а духовные лица сопровождали первый царский богомольный выход в новом году. Даже время начала мероприятия повторялось из года в год – около девяти утра по современному стилю. Имелись у события и собственные церемониальные процедуры, в основном, касающиеся порядка крестного хода.

Но в последний раз чин летопроводства проводился в том же 1699 году. Тогда его тоже принимал Петр, который несколькими месяцами позже решил переписать историю традиций празднества.

И хотя царь-реформатор явно хотел «как лучше», получилось все же «как всегда». Сложность заключалась в том, что повторяя пример летоисчисления по европейскому образцу, когда отчет производился от Рождества Христова, русский Новый год все равно опаздывал на 11 дней от того, как принято было в Европе.

Что такое «Старый Новый год», и откуда он вообще взялся

Но самым запутанным для многих россиян остается история, связанная с созданием особенного праздника – Старого Нового года. Причем если попытаться объяснить какому-то иностранцу, что это вообще такое, он придет в замешательство.

Искать правду следует в упоминаниях 1918 года, когда до власти добрались большевики. Они-то и взялись за внедрение григорианского календаря, и все даты «уехали» на тринадцать суток. В результате, «петровский» Новый год съехал на привычную современникам дату – 13 января, а люди получили шанс отметить один и тот же праздник два раза в месяц.

Что касается разделения праздников на две отдельные культуры, то тут точных данных не найти. Основная теория вращается вокруг того, что изначально большевистский Новый год выходным днем не был. А после того, как стала проводиться антирелигиозная политика, власти приняли решение превратить 1 января в особенную дату.

Впрочем, традиция отмечать сразу Рождество, а уже потом Новый год настолько прочно прижилась в умах советских граждан, что переродилась в отдельно взятый праздник с собственными обрядами.