Ученые обнаружили океан под землей: почему открытие не сможет решить проблему нехватки воды на Земле

Москва, 17:49, 26 Июн 2020, редакция FTimes.ru, автор Елена Галицкая.

В недрах нашей земли спит целый… океан! Его возраст — больше 2,7 миллиарда лет. Но только это океан не такой, как человек привык его видеть, а окаменелый, выяснили российские исследователи.

Резервуар «окаменелой» воды

В этом океане не поплаваешь, не порыбачишь. Ведь более двух миллиардов лет кристаллическая структура минералов «родила» «окаменелую» воду. Эта удивительная находка ученых не сможет помочь человечеству с решением проблем нехватки питьевой воды.

Время зарождения этого каменного океана определили российские, французские и немецкие ученые, которые сообща работали над этим подземным феноменом. Об его существовании ученые догадывались уже очень давно, однако первые доказательства появились совсем недавно.

В 2014-м году появилась статья в журнале «Nature», в которой канадские ученые рассказали об исследованиях рингвудита — необычного минерала, который также входил в состав древних алмазов.

Стоит отметить, что основные минералы мантии, находящиеся в оливине, преобразуются в вадслеит и рингвудит. Эти преобразования под огромным давлением происходят на глубине до 660-ти километров! Это переходная зона мантии. Главная особенность этих минералов состоит в том, что они способны удерживать в себе гораздо большее количество молекул воды, чем стандартный оливин. Так, если в оливине содержится 100 граммов воды на одну тонну, то минералы вадслеит и рингвудит содержат ее в сотни раз больше.

Несколько объемов Мирового океана

Как выяснили канадские исследователи, в алмазном рингвудите содержится почти полтора процента воды, что является свидетельством того, что под землей, в переходной части ее мантии располагается впечатляющих размеров водный резервуар. В него могут поместиться несколько объемов Мирового океана!

Однако по словам ведущего автора данных исследований, члена-корреспондента Российской Академии Наук Александра Соболева, по этим алмазам до сих пор нельзя было определить возраст подземной воды. Она могла зародиться и сто миллионов лет тому назад, как вынесенный из глубины кимберлит.

Благодаря изучению очень редкого типа магматической породы — коматиита, которым больше двух миллионов лет, вопрос происхождения воды удалось немного прояснить. Ученые искали в оливине закапсулированные включения коматиита. Их полностью изолированные от внешней среды микропорции сохранились в своем первоначальном составе. И именно в них канадцы обнаружили первичное, достаточно высокое,  содержание воды.

Таким образом, ученые сделали вывод, что этот огромный подземный резервуар воды имеет объем гораздо больше современного Мирового океана. Зародился он около 2,7 миллиарда лет назад на глубине до 660 километров.

К таким же выводам пришла и рабочая группа ученых во главе с Соболевым. Однако так уж сложилось, что чем больше находишь ответов, тем больше возникает новых вопросов. Главный вопрос сейчас — каким образом на такой огромной глубине образовался такой огромный объем воды?

Как образовался подземный океан

До недавнего времени ученые думали, что вода уходила под землю в результате дрейфа тектонических плит, которые наслаивались одна на другую и опускались, забирая с собой воду. Следовательно, происходило преобразование  и водных минералов. На протяжении миллиардов лет в глубокой мантии скапливалась вода, которая находилась в твердых минералах.

Однако эту красивую теорию ученые ГЕОХИ сегодня поставили под  сомнение. Ведь тектонике плит, также как и обнаруженному подземному окаменелому океану, около трех миллиардов лет. Вода не могла так сразу с плитами уйти под землю.

Теперь ученые склонны думать, что вода под землей оказалась еще во время формирования нашей планеты. Это мнение тоже еще требует ряда расчетов и исследований, рассказал Александр Соболев.

По словам ученого, сейчас завершаются исследования коматиитов, обнаруженных в Южной Африке. Им намного больше лет, чем канадским, — около 3,3 миллиарда лет.

Заканчивая анализ этих  африканских образцов, ученые искренне надеются на то, что его результаты наконец позволят найти разгадку тайны происхождения подземного океана.