Ученые разгадали главную тайну человеческого мозга, обнаружив особый ген

Москва, 07:35, 29 Июн 2020, редакция FTimes.ru, автор Дмитрий Новах.

Изучением мозга занимается множество ученых. Но, несмотря на все исследования, в этой сфере сложилась довольно грустная ситуация. Если представить мозг в виде автомобиля, то можно сказать, что уже изучено, как устроены шины, как работают тормоза, но принцип работы самого автомобиля до сих пор остается загадкой.

Не так давно германские исследователи из Института молекулярной клеточной биологии и генетики Общества Макса Планка выделили ДНК, ответственную за формирование неокортекса – области человеческого мозга, отвечающей за мышление и язык.

Что такое неокортекс

В результате развития человека, в его мозгу формировались различные отделы. Самым «новым» стал внешний отдел головного мозга – неокортекс, его еще называют рациональным мозгом. В настоящее время он является высшим этапом эволюции мозга, местом «хранения» свободной воли и осознанного понимания происходящего. В его функции входит контроль наших высших когнитивных функций: речь, письмо, запоминание, решение задач, а также управление математическим мышлением и аналитика.

Он состоит из множества борозд и складок, и разделен на два полушария. Правое — отвечает за мышление абстрактного типа, а левое — за рациональное. Эмоциональный мозг способен определить значимость окружающего и происходящего, а неокортекс придает чувствам и эмоциям рациональный смысл, его задача — объяснять причины и последствия человеческой деятельности.

Неокортекс включает в себя префронтальную кору, которая является самой развитой и сложной частью мозга. Именно она отличает человека от прочих живых существ. С помощью этого раздела планируется поведение, и создаются новые возможности. Именно благодаря ему, мы можем представлять последствия своих действий. Префронтальная кора дает человеку возможность понять, не проверяя опытным путем, что довольно тяжелое устройство может подняться в воздух, а, например, мороженое или конфеты со вкусом печёнки получат мало поклонников.

Найден ген, отвечающий за развитие неокортекса

В Институте Макса Планка нашли ДНК, принимающую важное участие в образовании неокортекса. Оказалось, что у человека присутствует ген с названием ARHGAP11B. В ходе исследования, ученые внедряли его домашним хорькам, что приводило к активному росту нейронных клеток в мозгу животных.

Исследователи выяснили, что у подопытных хорьков на самом деле происходило увеличение объема неокортекса, после внедрения ARHGAP11B. Ген способствовал делению нейрональных клеток, из которых образуются нейроны. При этом, увеличение объема новой коры мозга стимулировало появлению складок, похожих на те, что присутствуют у человека.

Ученые планируют в дальнейших исследованиях определить, сможет ли рост неокортекса улучшить когнитивные способности мозга животных.

Ученые выяснили, что мозг работает не так, как предполагалось раньше

Специалисты американской компании Numenta выдвинули новую теорию работы неокортекса. Их гипотеза объясняет работу мозга совершенно иначе, чем предполагалось ранее. Предыдущие теории говорили об анализе одной модели мира, но теперь считается, что мозг одновременно изучает тысячи таких моделей. Это явление назвали «Теорией тысячи мозгов».

Исследователи сделали предположение, что в неокортексе присутствуют, так называемые, решетчатые нейроны, которые ранее были обнаружены в энторинальной коре, считающиеся более «старым» участком мозга. В неокортексе они должны отвечать за изучение моделей объектов. Ведь именно от неокортекса зависит наше понимание поведения объектов в пространстве.

Сооснователь Numenta Джефф Хокинс рассказал, что его сотрудниками был открыт новый тип «нейронов смещения». Эти клетки позволяют неокортексу изучать новые объекты, как комбинации уже изученных объектов. Предполагается, что эта теория сможет объяснить, как в мозге возникает сознание, а в будущем поспособствует созданию искусственного интеллекта.