Меню советских рюмочных: как в СССР пытались привить гражданам культуру питья
Москва, 09:40, 28 Авг 2020, редакция FTimes.ru, автор Евгения Ковалева.
Первые рюмочные появились в СССР в 50-х гг. прошлого века. За счет их распространения власти стремились окультурить употребление алкоголя. Несмотря на несколько спартанские условия заведений, рюмочные быстро завоевали популярность среди разных слоев населения.
Отношение советской власти к алкоголю всегда было отрицательным. Но люди находили доступ к спиртному, независимо от принятых мер. То же происходило с выбором места для распития. Правительство Никиты Хрущева решили ослабить давление, дав населению заведения для питья. Хотя рюмочные можно считать аналогами баров, это – исключительно советское явление. Став одним из признаков хрущевской оттепели, они быстро завоевали народную любовь.
Культурное питье
Попытки контролировать потребление алкоголя были одной из особенностей рюмочных. К спиртному, продававшемуся порционно, обязательно полагалась закуска. Обычно к 100-граммовой рюмке водки подавали бутерброд. Учитывая, что любителям выпить не нужно было большое количество закуски, они часто оставались на столах. Недобросовестные продавцы могли несколько раз продавать сэндвичи, зная об их роли «реквизита».
«На некоторых столиках формировались настоящие хлебные Пизанские башни», — отметил журналист Леонид Репин.
Из-за характерной закуски рюмочные часто называли бутербродными. В меню предлагались бутерброды с колбасой, сыром, и килькой с вареным яйцом (так называемый пыж).
По сравнению с современной Россией, в СССР было довольно мало заведений общественного питания. Но рюмочные быстро распространились по стране. Только в Москве было открыто около 50 заведений. Среди сторонников их распространения была Екатерина Фурцева.
В тесноте, но не в обиде
Рюмочные принадлежали к закусочным «второй категории». Заведения часто открывали на первых этажах жилых домов. Помещения рюмочных были небольшими – посетителям предлагались высокие «стоячие» столы. Но такие спартанские условия не отражались на популярности.
Средняя бутербродная была рассчитана на 25 человек. Но в «часы пик», здесь могло оказаться 40-50 посетителей. То, что за столами нужно стоять, не мешало людям вести длинные беседы. Но Даниил Гранин в романе «Картина» писал, что достоинством рюмочной как раз является «ротация» посетителей. В них нет «насиженной пьяности» пивной.
Рюмочные любил художник Павел Никонов. В одной из них он с группой коллег набирался храбрости перед встречей с Хрущевым. Среди современных художественных описаний питейных заведений можно отметить фильм «Дневной дозор». Герои празднуют победу добра в заведении возле метро «ВДНХ».
Характерное название не исчезло с распадом СССР. Но современные рюмочные отличаются от советских. Они превратились скорее в кафе или полноценные рестораны. И по сей день рюмочные можно встретить в регионах, но атмосфера «культурного отдыха советского труженика» безвозвратно утеряна.