Уникальные археологические находки: три сотни таримских мумий и лоуланьская красавица

Москва, 16:55, 03 Сен 2020, редакция FTimes.ru, автор Елена Галицкая.

Мир археологии не перестает удивлять, снова и снова доказывая, что на самом деле еще очень много исторических чудес предстоит открыть и изучить. Исследователям удалось обнаружить уникальные захоронения, в которых находились мумии, получившие название таримских. Они представляют собой мумифицированные тела европеоидов. Находки датированы периодом с восемнадцатого века до нашей эры до второго века нашей эры.

Найдены были мумии в пустыне Такла-Макан возле Лоуналя, и в других районах Таримской впадины в Китае. Чем же удивили эти находки ученых?

Пересохший рай на земле

Самое поразительное в этих археологических находках то, что черты мумий похожи на черты людей европеоидной расы. Ученые собрали целые архивы записей и зарисовок, путевых карт, фотографий и отчетов об обнаруженных в Такла-Макане курганах. Оказалось, курганные захоронения отлично сохранились.

Участники экспедиции сделали снимки пересохших рек и рощ, засыпанных песком. Проведя общий анализ, исследователи сделали вывод, что еще полтора века тому назад земли Таримского бассейна напоминали рай на земле, который привлекал переселенцев с Севера. Теперь же это самая сухая и безжизненная пустыня в мире.

Открывателем мумий в начале двадцатого века стал шведский исследователь Свен Хедин, который изучал Шелковый Путь из Китая в Турцию и Европу. Он передал найденные тела в музеи Европы для дальнейшего изучения. Но об этой находке на время забыли из-за отсутствия денег и специального оборудования.

В 1978-м году китайским археологом Вэнгом Бинхуа были обнаружены сто тринадцать мумифицированных тел в могильнике Кизилчока провинции Ксиньянг. Большую часть тел перевезли в город Урумчи, где их поместили в местный музей.

За последующие двадцать пять лет китайскими археологами были осуществлены масштабные раскопки, и найдены еще более трехсот мумий. А, начиная с 1987-го года, изучением истории появления в этом месте раскопок белой расы занялся профессор Виктор Мэйр, который в 1993-м году с итальянскими генетиками прибыл в Китай. Они проводили исследования «ледяного человека» и занимались эксгумацией найденных мумий, которые были перезахоронены по причине нехватки места в музеях.

Особенности таримских мумий

Довольно странно, но факт: проанализировав образцы ДНК, ученые пришли к выводу, что это — мумии европеоидов. Скорее всего, это были первые белые переселенцы в районе реки Тарим. Поначалу их жизнь была комфортной, ведь полноводная река помогала им прокормиться и иметь запас пресной воды. Но потом климат стал меняться, Тарим пересыхал, людям жилось все тяжелее. А к четырехсотому году нашей эры река совсем высохла. Население покинуло этот район, а караваны, идущие по Шелковому Пути, обходили неприветливое место стороной.

Однако сухой воздух и подсоленная почва принесли и свои плюсы. Ведь в таких условиях прекрасно сохранились биологические останки — с волосами и кожей, одеждой и прочими погребенными вещами.

Согласно анализу, этим мумиям около четырех тысяч лет. Интересно, что немецкие археологи недавно нашли здесь же штаны и небольшие сегменты биологического желтого материала, который оказался остатками сыра. Определили «возраст» и этих находок: им более трех тысяч лет.

Лоуланьская красавица

Так назвали древнейшую, и отлично сохранившуюся мумию, найденную в Западном Китае. Она была обнаружена китайскими археологами возле древнего города Лоуланя в 1980-м году.

Лоуланьская красавица была сорокалетней женщиной ростом 1,8 метра, с выступающей переносицей, высокими скулами, светло-каштановыми волосами. Умерла она почти пять тысяч лет назад. Это также была представительница европеоидной расы.

Тело лоуланьской красавицы покоилось в шерстяном саване, кожаных ботинках, а рядом находились гребень и сосуд с пшеничными зернами.

Следующие важные открытия в Лоуланьском регионе

На этом китайские исследователи не остановились. В 2003-м году в ходе раскопок в могильнике возле Лоуланя обнаружили еще одну женскую мумию, на которой были войлочная шапочка, кожаные туфли и шерстяное одеяло. Рядом с ней были погребены маска, браслет, кожаная сумка, эфедровые палочки и набедренная повязка из шерсти.

В районе реки Тарим также обнаружили тела мужчины, троих женщин и ребенка. По всей видимости, все они были родственниками, на что указывали одинаковые повязки на их головах. Эту группу мумий назвали черченскими мумиями. И пролежали они около тысячи лет.

Мужчине на момент смерти было пятьдесят лет.

Ребенок умер вообще трехмесячным. Ученые полагают, что это семья, которая скончалась в результате какой-то эпидемии.

Согласно краниометрическим данным, существует антропологическое сходство этих мумий с носителями андроновской культуры Южной Сибири — индоиранцами.

Китайские исследователи установили, что у таримских мумий смешанное происхождение — европейское и сибирское. Все мужчины проживали в Восточной Европе, Центральной Азии и Сибири, но никак не в Китае. Генетические маркеры указывают на древнее смешение индоевропейских племен с населением Сибири, например, где-нибудь в районе Алтая.