Китайский «Шелковый путь» поможет экономическому развитию ЕАЭС

Москва, 17:30, 27 Апр 2015, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

Было много написано по поводу китайского присутствия в Центральной Азии, и его конкурирующих позициях по отношению к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС). В российских деловых кругах присутствует точка зрения, что это приведет к взаимному недоверию между двумя странами, особенно, с развитием экономического пояса  «Шелковый путь».

Из-за подобных опасений, Россия не дала предварительный положительный ответ по китайской инициативе экономического пояса «Шелкового пути». Она не проявляла энтузиазма с китайским Азиатским Банком Инфраструктурных Инвестиций (АБИИ), чтобы поддержать его в числе первых. Только после того, как десятки других стран вступили в новое финансовое учреждение, в самый последний день Россия решилась стать членом-основателем АБИИ.

На самом деле, Китай подписал совместную декларацию с Россией по модернизации стратегического партнерства между двумя странами в 2014 году, чтобы ослабить российскую озабоченность. Китай подчеркнул позицию России в ЕАЭС, и Россия подтвердила важность экономического пояса «Шелкового пути», что позволяет искать точки соприкосновения двух региональных экономических образований.

Когда президент Китая Си Цзиньпин встретился с Президентом России Владимиром Путиным в феврале 2014 года в Сочи, Си приветствовал российское участие в проекте «Шелковый путь». Отвечая Си, Путин отметил, что российская трансевразийская железная дорога, о проекте которой сообщал FTimes.ru, станет важным связующим между двумя континентами в плане логистики и транспортировки, и может играть важную роль в рамках экономического пояса «Шелкового пути», давая проекту гораздо больше преимуществ.

Таким образом, Китай предложил создать экономический коридор с Россией и Монголией, который должен соединить китайский экономический пояс «Шелкового пути» с российским трансконтинентальным железнодорожным планом и монгольской дорожной программой.

Кроме того, стремление Китая к развитию своих северо-восточных промышленных баз, выгодно отличается от российской стратегия развития Восточной Сибири и Дальнего Востока. Китайский проект развития будет привлекать инвестиции из Японии и Южной Кореи, и стимулировать региональное экономическое сотрудничество в Северо-Восточной Азии.

Все-таки, создание экономического пояса «Шелкового пути» может вызвать опасения, что новые китайские инфраструктурные и транспортные проекты будут конкурировать с транссибирской железной дорогой, которая связывает Москву с Дальним Востоком и Японским морем и остается важнейшей транспортной магистралью в пределах России. Тем не менее, участвующие в нем страны могут договариваться друг с другом и придумывать новые стратегии, которые могли бы ослабить конфликт интересов.

Страны Центральной Азии имеют высокие ожидания для экономического пояса «Шелкового пути». Например, Казахстан объявил о поддержке «Шелкового пути», обязавшись модернизировать свою инфраструктуру и транспорт для того, чтобы стать одним из ключевых регионов вдоль дороги. Города Узбекистана, такие, как Бухара и Самарканд, были раньше также расположены на древнем шелковом пути и были центрами торговли.

В рамках нового проекта «Шелковый путь», они создают свои собственные планы строительства инфраструктуры и рассчитывают играть важную роль в построении транспортного коридора Китай-Кыргызстан-Узбекистан.

ЕАЭС характеризуется экономической интеграцией, функционально не противоречащей экономическому поясу «Шелкового пути». Этот проект направлен на развитие инфраструктуры сетей и связи, продвижения торговли и инвестиций, активизации экономического и финансового сотрудничества. Кроме того, реализация проекта будет способствовать укреплению энергетического партнерства при увеличении совместных проектов в области охраны окружающей среды и культурного общения.

И Китай, и Россия только выиграют от экономического сотрудничества и культурного общения, совместно развивая проекты «Шелковый путь» и ЕАЭС.