Человек — «царь зверей»: почему людей, в отличии от животных, называют разумными

Москва, 10:52, 09 Июн 2021, редакция FTimes.ru, автор Полина Белкина.

Если вы читаете эту статью, то вы относитесь к классу млекопитающие, отряду приматов, биологическому виду Homo sapiens из семейства гоминид. Перспективная характеристика, не правда ли? Что же именно делает нас sapiens (лат. разумными) и отличает от других животных? 

Все, что мы понимаем и принимаем за очевидное, попробуем сформулировать с точки зрения биологии и психологии.

Биология и анатомия

Мы состоим из тех же нуклеиновых кислот и белков, что и животные, функции наши тоже во многом схожи. От животных мы отличаемся лишь количеством хромосом. Человеческий организм имеет 23 пары, то есть 46 хромосом. Ни одно живое существо на планете не имеет больше такого генома. 

Другим биологическим отличием является наше прямохождение и, как следствие, уникальное строение скелета. Кисти от прямохождения эволюционировали — ни одно животное не имеет настолько мелкой моторики передних конечностей и не способно выполнять “ювелирную” работу. Одновременно кисти утратили способность опираться на них для полноценной ходьбы по земле. Но гориллы, например, може прекрасно передвигаются вертикально, значит, идем дальше, одной биологией не обойтись.

Мышление и воображение

Высшая нервная деятельность — подарок эволюции. Она имеется как у человека, так и у животных, но у нас развита гораздо сильнее. Животные руководствуется лишь инстинктами и опытом. Эти же факторы руководят и нами, но человеку присуще еще 

Внеопытное мышление — интуиция и прогнозирование на основе изученных знаний, что однозначно дает превосходство в процессе естественного отбора.  

Следующее существенное отличие человека — наличие понятийного мышления. Мы можем сформировать представление о предмете, не видя его, чего лишены животные. Представьте себе большой кусок вкусного торта или свежеиспеченной пиццы. Почувствовали голод или аппетит? Животные не имеют таких свойств, они чувствуют голод, но белки не грезят орехами, просто инстинктивно отправляются на поиски еды. 

Наличие абстрактного мышления у человека привело к тому, что появилось творчество. Люди имеют способность испытывать в выдуманном, воображаемом мире те же, а иногда еще более сильные чувства, чем в реальном.

Три природы человека

Человек — существо биосоциальное, то есть, кроме биологической формы, мы стремимся к социальному взаимодействию. Научились мыслить, трудиться, передавать информацию сложным способом — обладаем речевым аппаратом. 

Но стоит взглянуть на самоорганизацию, к примеру, муравьев и пчел, то сам собой возникает вопрос, почему же тогда они не sapiens? 

Если отбросить в сторону материализм, то третьей природой человека является еще духовная или психо-эмоциональная сфера, именно она и отличает нас от братьев наших меньших. 

Психология

Психология — наука сложная и, соответственно, сложно охватить все аспекты различий между психической деятельностью человека и животного, тем более, что они не изучены до конца. Но есть моменты, которые ярко иллюстрируют факт, что психическая деятельность человека намного сложнее чем животного. У представителей животного мира возникают лишь добавочные желания, основанные на инстинктах и нуждах. Человек же склонен лишь частично связывать желания с потребностями, и их доминирующая часть не зависит от физических нужд, то есть испытывать иррациональные чувства.

Труд 

Здесь сразу приходит на ум избитый постулат антропологов, что труд сделал из обезьяны человека. Работают все — бобры строят плотины, птицы вьют гнезда, муравьи кормят матку и так далее. Но ни одно животное не придумывает и не может использовать орудие труда, не приручило огонь и другие природные стихии, заставив их работать на себя. Это обуславливает и экологическое преимущество — не находя жизненно важных ресурсов, животные покидают место обитания и ищут другое, человек же обустроился во всех уголках планеты благодаря труду, как умственному, так и физическому. 

Но мало того, что труд человека гораздо более разнообразен и сложен, он еще на определенном этапе эволюции стал являться не только средством удовлетворения физических потребностей, но приобрел форму важной составляющей личностного роста — амбиций и самореализации. 

Самосознание, самопознание и самосовершенствование

“Тварь ли дрожащая или право имею?”,  — этой вырванной из контекста цитатой Достоевского можно обозначить человеческую склонность к постоянному анализу своей личности, мыслей, чувств. Нам свойственно придавать важность смыслу жизни, собственному месту в этом мире, самоидентифицировать себя с определенной социально-культурным сообществом, а проще говоря — много думать. Животные об этом не заморачиваются. Именно наша способность думать о себе и собственных мыслях формирует наше восприятие мира, отличное от животных. Потребность в признании и самовыражении обуславливает возникновение нематериальных ценностей — любви, дружбы, литературы и иных видов искусства, не призванных удовлетворять первичные проблемы, а являющихся средством духовного обогащения. 

И вот, забравшись на самую вершину пирамиды Маслоу и взирая оттуда на остальных представителей живой природы, мы можем с большой долей уверенности сказать, что именно это восхождение на самую вершину потребностей и дает нам право называться sapiens. Это превосходство является и нашим “крестом” одновременно, ведь, как говорил немецкий психоаналитик Эрих Фромм, человек единственное животное на Земле, для которого собственное существование является проблемой. А закончить хочется на веселой ноте. Еще одной отличительной от животных чертой человека является наличие чувства юмора. И вот за это стоит сказать отдельное спасибо эволюции.