В Центральной Азии усиливаются процессы региональной интеграции
Москва, 20:32, 02 Июн 2015, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.
В Центральной Азии усиливаются процессы региональной интеграции. В следующем месяце, город Уфа (Республика Башкортостан, РФ), примет два крупных политических события: ежегодную встречу стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР) и саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
ШОС основана в 2001 году на базе неформальной группы «Шанхайской пятерки» Китая, России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана, а позже к ним присоединился и Узбекистан. В настоящее время ШОС является единственной организацией, позволяющей двум евразийским сверхдержавам, Китаю и России, и их среднеазиатским партнерам, совместно вырабатывать общую политику и общие подходы ко многим проблемам.
Начиная с 2001 года, когда США начали международную операцию против талибов в Афганистане, геополитическая ситуация в Центральной Азии претерпела значительные изменения. Из региона , с точки зрения американских политиков, имевшего стратегическое значение, он постепенно превратился в политическое и экономическое захолустье.
Международная коалиция вывела свои войска из Афганистана, и «поворот к Азии» администрации Обамы, на этом завершился. В отличие от Вашингтона, ни Пекин, ни Москва не могут позволить себе уход из региона, особенно, учитывая проблемы его безопасности и стабильности из-за угроз терроризма и религиозного экстремизма.
Расцвет группировки Исламское Государство в Ираке и Сирии с середины 2014 года, является еще одним напоминанием о том, насколько хрупкой является ситуация в этом регионе. Поэтому, с огромной степенью вероятности, на саммите ШОС в Уфе будут проведены дискуссии относительно региональной безопасности.
Несмотря на свои небольшие доли в глобальном ВВП и Евразии, — страны Центральной Азии представляют собой площадку, в первую очередь, для экономического сотрудничества.
С 1 января 2015 года в России стартовал Евразийский экономический Союз (ЕАЭС), чей учредительный договор был подписан в мае прошлого года в Астане. В состав блока также входят Беларусь, Армения и Казахстан и практически присоединился Кыргызстан. ЕАЭС представляет собой модернизированную версию Таможенного союза, в котором задекларировано свободное движение товаров, услуг, рабочей силы и капитала. В результате ожидается оживление товарных потоков и более динамичные трансграничные контакты.
Между тем, Китай разработал стратегию экономического пояса «Шелкового пути», который вместе с морским «Шелковым путем 21-го века» представляет долгосрочное видение Пекином процветающей и мирной Евразии. В отличие от ЕАЭС, «Шелковый путь» не фокусируется на странах Центральной Азии, считая их лишь одним из своих элементов. Китайская модель является более глобальным проектом, подобно Азиатскому Банку инфраструктурных инвестиций (АБИИ).
В то время, как некоторые эксперты предсказывают неизбежное столкновение интересов Китая и России в Центральной Азии, последние события указывают на то, что каждая из сторон понимает, что сотрудничество является гораздо лучшим вариантом. Это особенно актуально в свете продолжающегося сближения между Москвой и Пекином, которое началось два года назад. В июне 2013 года и мае 2014 года, китайская Национальная нефтегазовая корпорация успешно заключила два крупных нефтяных контракта и контракты на поставку газа с Роснефтью и Газпромом.
Российско-китайские связи расширились из-за украинского кризиса. Председатель КНР Си Цзиньпин был ключевым гостем на параде Победы в Москве и президент РФ Владимир Путин даже упомянул о необходимости слияния ЕАЭС и «Шелкового пути» в единую региональную структуру.
В то время, когда Центральная Азия, совместно с Россией и Китаем, вступает в новый этап развития, ее связи с Западом остаются неоднозначными. Правительство США ранее выдвигало свое видение нового «Шелкового пути», но он был сильно ориентирован с самого начала на треугольник Афганистан-Индия-Пакистан и практически не затрагивал постсоветские страны Центральной Азии, и не касался российско-китайского партнерства.
Подход ЕС еще менее конкретен. По истечении сроков своей региональной стратегии 2007-2013 годов, ЕС до сих пор не принял новую рамочную программу для региона. Нерешенный греческий долговой кризис и политическо-гуманитарный кризис в Украине, отложили проблемы Центральной Азии в долгий ящик.
Все эти изменения означают, что, невзирая на доминирующую глобализацию, в Центральной Азии будет наблюдаться усиление процессов регионализации, связанной с российско-китайским стратегическим сотрудничеством, и, в частности, с экономическими вопросами и вопросами безопасности.