Как безжалостная вдова стала почитаемой святой: любовь и месть княгини Ольги

Москва, 16:00, 04 Июл 2022, редакция FTimes.ru, автор Елена Черненко.

Когда восточнославянское племя древлян расправилось с князем Игорем, оно не представляло масштаб последствий со стороны его вдовы Ольги. Сегодня она считается равноапостольной святой Русской православной церкви, память которой чтят ежегодно 24 июля. Однако за этой святостью спрятана темная и мстительная личность, действия которой поражают мировых историков.

Происхождение Ольги

Родилась будущая княгиня, вероятно, в конце IX века, исходя из того факта, что прожила она около 80 лет. Историки собирают биографические данные Ольги по крупицам. Так, в Иоакимовской летописи значится, что она родилась в Изборске, в то же время «Повесть временных лет» содержит данные о том, что Ольга была родом из Пскова.

Кто-то склонен считать, что киевская княгиня вышла из рода Гостомысла, а другие уверяют, что она — родная внучка Бориса I, болгарского князя. Ясно одно, что знакомство с Игорем, ставшим ее супругом, состоялось во Пскове.

Древляне расправились с Игорем

Правление Игоря после свадьбы было насыщено военными походами. Почти тридцать лет он странствовал по землям Киевской Руси, собирая дань. Постепенно народ охватывало недовольство таким положением дел. Некоторые племена решили восстать, о чем открыто заявили князю. Древляне оказались самыми смелыми, за что и поплатились.

Дело было так. Они обманом заманили его в ловушку и пленили, после чего решили расправиться с ним жестоким способом, публично истязая. Мести никто не ждал, потому что наследнику Святославу было слишком мало лет, а женщина — вдова Игоря — вряд ли могла представлять серьезную опасность. Однако тут древляне просчитались.

Более того, древляне сочли возможным «осчастливить» беспомощную вдову, сосватав ей одного из своих князьев — Мала. И она не спешила отказывать, понимая, какие перспективы мести это ей открывает.

Месть княгини Ольги

Когда к Ольге пришли послы, она притворилась, что рада их предложению стать женой древлянского князя. Якобы оказывая сватам особую честь, она приказала нести их ко дворцу на лодках, а они и не заподозрили подвоха. Во дворе их ждала яма, куда их сбросила дружина, а после закопала живьем.

Пока древляне не узнали, что случилось с их послами, Ольга просила их прислать еще сватов из самых знатных мужей. Послы прибыли к Ольге, но она их не приняла, сказав, что сначала они должны попариться в бане, а сама задумала сжечь их там заживо. Так вторая «партия» древлянских послов была уничтожена княгиней.

Третья месть была еще более изощренной. Ничего не подозревающее племя было счастливо, что княгиня оказалась столь сговорчивой, потому сразу приняло ее условие сотворить вблизи Искоростеня, где почил ее муж, тризну в его память. Только после этого, написала Ольга в послании, она сможет со спокойной совестью выйти замуж за князя Мала. На поминальном пиру, где в былые времена вина лились рекой, воины расправились с большим количеством охмелевших противников.

Но и этого Ольге оказалось недостаточно. Древляне стойко обороняли остатки города во время годичной осады, а после княгиня объявила, что месть ее удовлетворена. Люди не поверили ей и спросили, какую дань она возьмет за отход войска. Ольга же отвечала, что довольно с них будет взятых от каждого дома три голубя и три воробья.

И снова древляне не разгадали замысел хитрой княгини. Когда стемнело, к лапкам птиц привязали трут и подожгли его. Голуби и воробьи тут же вспорхнули и направились в свои жилища. Таким образом пламя охватило весь город, а бежавшие жители были взяты в плен или истреблены. Лишь немногие спаслись, среди них была Малуша, в будущем ставшая матерью Владимира Красного Солнышка.

Как Ольга приняла христианство и почему стала святой

Однако становится не совсем понятно, почему же тогда Ольгу канонизировали. Тот, кто знаком с биографией киевской княгини, диву дается, как после подобных деяний можно стать святой. А и действительно, не будь Ольга столь хитрой и изобретательной, ее судьба сложилась бы совсем по-другому.

Она не хотела предавать своего покойного мужа и вновь выходить замуж, но отказывать некоторым влиятельным женихам было крайне опасно. Так, византийский император Константин VII Багрянородный, поразившись красоте и уму Ольги, захотел взять ее в жены, но она выкрутилась, сказав, что недостойна, и ее надлежит крестить. Но сделать это может только император лично. Он согласился, не подозревая, что задумала Ольга. После обряда женщина сказала, что теперь им жениться нельзя, ведь она — крестная дочь Константина.

В итоге Ольга стала первой правительницей Киевской Руси, крестившимся в православие. Возможно, вдова Игоря действительно раскаялась в содеянном. Достоверно известно, что она строила храмы и проповедовала Евангелие до конца своей жизни. Сын Святослав не разделил религиозных воззрений матери, но и не противился им. А вот внук Владимир стал крестителем Киевской Руси, фактически исполнив мечту своей бабушки, но она к тому времени уже скончалась.