Прыгающие бомбы и операция «Наказание». Что известно о вооружении, которое США хотят передать Киеву для удара по России

Москва, 17:30, 29 Ноя 2022, редакция FTimes.ru, автор Сергей Бобер.

Предложение передать ВСУ современное вооружение ещё обсуждается, но эксперты уже отмечают ряд спорных моментов, которые предстоит изучить.

Ракеты от «Боинга»

28 ноября агентство Reuters сообщило, что Пентагон рассматривает предложение компании Boeing о поставке Украине комплексов GLSDB (Ground-Launched Small Diameter Bomb), способных поражать цели на расстоянии до 150 километров. Если поставки одобрят, то оружие приедет на Украину уже весной 2023 года.

Известно, что Ground-Launched Small Diameter Bomb (дословно — «бомба малого диаметра для запуска с земли») — это совместный проект американской компании Boeing и шведской Saab, подарившей Украине гранатомёты NLAW. За основу комплекса взята авиабомба GBU-39B SDB и двигательный отсек от американской ракеты М26. В качестве пусковой платформы используются РСЗО M270 MLRS и M142 HIMARS, поставленные ВСУ несколько месяцев назад

По своей сути это авиабомба с установленным в ней реактивным ускорителем и специальным комплектом «крыльев» для высокоточной стрельбы. Создать это оружие США и Швецию вынудило активное развитие систем ПВО, из-за которого истребители и бомбардировщики постепенно перестали подлетать на необходимое для выстрела расстояние. Чтобы США и их союзники имели возможность наносить удары по определённым объектам, была придумана «комбинированная ударная система» из авиабомбы и реактивного ускорителя. За эту особенность бомбу прозвали jumping ball («прыгающий мяч»): при подлёте к цели она меняет высоту и направление, как бы прыгая по траектории.

Прыгающие бомбы доктора Уоллеса

В мае 1943 г. британцы провели уникальный авианалёт на Германию. Операция носила название Chastise («наказание»).  Они точными бомбовыми ударами сумели разрушить несколько дамб на немецких водохранилищах. В итоге оказалась затопленной значительная часть Рурского промышленного района.

После начала Второй мировой войны известный английский конструктор и изобретатель Бернс Уоллес предложил нетрадиционный способ подорвать экономическую мощь немцев. Для этого следовало ударами с воздуха разрушить дамбы и плотины водохранилищ в промышленном Рурском районе, чтобы выпущенная из них вода затопила города и заводы, заодно прекратилась бы и работа ряда гидроэлектростанций. Для этого Уоллес выбрал гидросооружения на озёрах Мён, Эдер и Зорпе.

Первый же расчет показал, что для разрушения массивной земляной насыпи, укрепленной бетоном (а именно такую конструкцию имели дамбы), необходимо 30 т взрывчатки. Из этого следовало, что обычными подходами задачу не решить — в то время не существовало бомбардировщика, способного поднять такую бомбу, а если требуемый заряд разделить на несколько более мелких бомб, то необходимое количество самолетовылетов возрастало многократно, так как точность бомбометания была не высока. Из этих рассуждений следовало, что заряд необходимо расположить в самом уязвимом месте дамбы.

Уоллес рассуждал так: «Конечно, лучше всего взрывчатку расположить внутри насыпи, но практически этого добиться невозможно, а вот если заряд прижать к стене дамбы с напорной стороны, да еще и на оптимальной глубине, то потребная мощность взрыва значительно уменьшится. Дело в том, что массы воды, запасенные в водохранилище давят на дамбу и держат ее конструкцию в напряженном состоянии, а при взрыве вода ведет себя как несжимаемая среда, то есть ударная волна не будет впустую рассеиваться в пространстве, и значительная ее часть уйдет в стену плотины и вызовет ее разрушение. Произойдет так называемый «взрыв заряда с заделкой», который намного эффективнее взрыва «заряда без заделки». (Подобно тому, как взрывное устройство с оболочкой намного эффективнее такого же устройства, но без оболочки)».

Учитывая эти соображения, потребный вес заряда получался порядка 5 т тротила. Это была уже приемлемая цифра, но оставался вопрос: «Как его доставить в нужное место?» Классические бомбы не годились из-за малой точности бомбометания. Торпеда также не подходила из-за малого заряда взрывчатки, и, кроме того, дамбы были прикрыты противоторпедными сетями. Можно было направить весь бомбардировщик, начиненный взрывчаткой, в цель, но такую возможность Уоллес не рассматривал, по-видимому, из-за того, что в то время не существовало надежных средств управления подобными самолетами-снарядами.

В саду своего дома в Эффиндгеме Уоллес выкопал пруд, а на нём соорудил макет плотины в Мёне в масштабе 1:50 и подорвал его двумя зарядами, заложенными в основе плотины. Уже взрыв первого привёл к появлению трещин, второй создал высокое гидравлическое давление и разрушил тело плотины. Следующий эксперимент провели в присутствии представителей ВВС в Уэллсе на дамбе, построенной на небольшом озере, которая была в пять раз меньше плотины в Мёне. После двух взрывов в ней возникла дыра, в которую хлынула вода. Тогда военные убедились в действенности предложения изобретателя и приступили к его реализации.

Суть механизма заключалась в следующем: бомба раскручивалась до 500 об\мин в сторону, обратную направлению движения и на скорости ~220 миль в час сбрасывалась на воду. Расчётная высота сброса была 60 футов (ок. 20 метров), расстояние до цели порядка 425 ярдов (ок. 400 метров), то есть сложностей пилотам хватало. Упав на воду, бомба начинала подпрыгивать, несясь к дамбе и, достигнув её, тонула, прижимаясь к стене (для этого бомбу и следовало закручивать). Достигнув глубины примерно 10 метров, происходил взрыв.

Прыгающие бомбы Барнса Уоллеса прикрепленные к «Ланкастеру»

В качестве носителей Upkeep был выбран тяжелый бомбардировщик «Ланкастер» В Мк.III — единственный в то время самолет в Королевских ВВС, обладавший достаточной грузоподъемностью и дальностью полета. Конечно, для подвески нового оружия необходима была существенная доработка самолета: В первую очередь снимались створки и часть обшивки бомбоотсека. На оставшихся силовых элементах самолета монтировалось всё необходимое оборудование. Бомба подвешивалась на двух V- образных стойках, которые крепились на шарнирах к силовым элементам фюзеляжа и могли раздвигаться в стороны. При подвеске бомбы её ось входила в подшипники, расположенные на стойках, и запиралась гидравлическими замками. Одна из стоек имела шкив, диаметром 432 мм с перекинутым через него ремнем. Привод Upkeep мог быть выполнен в двух вариантах. По первому варианту — ремень приводился в движение от гидромотора, который располагался на деревянном настиле на крыше бомбового отсека. С его помощью бомба раскручивалась до необходимой скорости за несколько минут до применения. При сбросе гидравлические замки раскрывались, освобождая ось бомбы, и стойки раздвигались в стороны с помощью четырех простейших пружинных механизмов.В качестве носителей Upkeep был выбран тяжелый бомбардировщик «Ланкастер» В Мк.III — единственный в то время самолет в Королевских ВВС, обладавший достаточной грузоподъемностью и дальностью полета. Конечно, для подвески нового оружия необходима была существенная доработка самолета: В первую очередь снимались створки и часть обшивки бомбоотсека. На оставшихся силовых элементах самолета монтировалось всё необходимое оборудование. Бомба подвешивалась на двух V- образных стойках, которые крепились на шарнирах к силовым элементам фюзеляжа и могли раздвигаться в стороны. При подвеске бомбы её ось входила в подшипники, расположенные на стойках, и запиралась гидравлическими замками. Одна из стоек имела шкив, диаметром 432 мм с перекинутым через него ремнем. Привод Upkeep мог быть выполнен в двух вариантах. По первому варианту — ремень приводился в движение от гидромотора, который располагался на деревянном настиле на крыше бомбового отсека. С его помощью бомба раскручивалась до необходимой скорости за несколько минут до применения. При сбросе гидравлические замки раскрывались, освобождая ось бомбы, и стойки раздвигались в стороны с помощью четырех простейших пружинных механизмов.