Ученые из Израиля обнаружили новый нейрон, подавляющий чувство голода

Москва, 11:25, 22 Ноя 2016, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

Исследователи из Израиля выявили ранее неизвестную нервную систему, которая играет важную роль в поддержании сытости. Открытие пересматривает современные модели для управления гомеостатическими механизмами, с помощью которых мозг сохраняет статус-кво пищевого поведения, регулируя чувства голода и сытости.

Давно известно, что голод регулируется двумя видами нейронов: Agouti-related protein (AgRP) и pro-opiomelanocortin (POMC). Нейроны AgRP управляют голодом. Стимуляция этих нервов вызывает желание поесть в течение нескольких минут. Противостоящие группы нейронов POMC способствуют сытости.

При этом нейроны POMC действуют в течение многих часов, а не минут, как их коллеги AgRP. Ученые предположили, что важный, но неизвестный нервный компонент системы сытости отсутствует в текущей модели.

Ученые рассматривали нейроны, выпускающие быстродействующий возбуждающий нейротрансмиттер глутамат, в частности, третье подмножество нейронов Vglut2, функция которых была ранее неизвестна.

С помощью оптогенетики и химогенетики исследователи управляли отдельными нейронами, определяя их роль в пищевом поведении. Команда ученых продемонстрировала, что в отличие от POMC-нейронов, Vglut2-нейроны могут на самом деле быстро подавлять желание поесть у мышей. Когда исследователи химически стимулировали нейроны, животные заметно сократили употребление пищи. Когда Vglut2-нейроны были заторможены – количество съеденного возросло.

Они также нашли, что все три типа нейронов – нейроны голода AgRP и два нейрона стимулирования сытости Vglut2 и POMC – взаимодействуют в одной и той же схеме. Все три сходятся ниже по течению в гипоталамусе. Нейроны AgRP вызывают чувство голода, в то время как быстродействующие Vglut2-нейроны возбуждаются, подавляя чувство голода. Третий член этого контура, POMC-нейроны косвенно снижают голод, высвобождая гормон, который укрепляет способность нейронов Vglut2 подавить голод.

Наконец, ученые обнаружили, что Vglut2 обладают рецепторами для гормона окситоцина, который связан с чувством довольства и сытости. Тем самым можно однозначно объяснить, почему окситоцин эффективен в чувстве сытости.

Требуется дальнейшее изучение взаимодействия между этими тремя типами нейронов и их роли в ожирении.