Ученые выяснили причину комариных укусов

Москва, 00:15, 02 Апр 2019, редакция FTimes.ru, автор Юлия Савельева.

Ученый из Международного университета Флориды в Майами, Мэттью Дегеннаро, поделился на странице британского научного журнала Current Biology открытием, сделанным недавно американскими биологами. Оно касается механизма, позволяющего комарам отыскивать человека в качестве жертвы для укусов. В ходе эксперимента «Отключение» этого механизма позволило людям  стать «невидимками» для кровососов.

Это очень важное открытие, если учесть тот факт, что комары являются самыми активными разносчиками таких опасных заболеваний, как желтая лихорадка, малярия, вирус Зика, лихорадка Денге, вирус Эбола и многих других. В научном журнале Current Biology ученые из Флориды объяснили, почему кровососы всем теплокровным существам «в качестве обеда» предпочитают человека.

Учеными ранее было установлено, что комаров привлекает запах молочной кислоты, выделяемый человеческим телом вместе с потом, но вот какие рецепторы отвечают у этого насекомого за распознавание этого запаха среди множества других, удалось установить только сейчас. Этим рецептором оказался белок IR8a, один из трех основных компонентов, участвующий в поиске жертвы.

Теперь они в ловушке

В ходе опытов у некоторых комариных самок ученые «отключали» участок ДНК, в котором содержался рецептор IR8A. Результаты были удивительными. Мутированные комары вдвое реже реагировали на присутствие человека.

Для эксперимента был сооружен специальный контейнер, который был разделен на два отсека при помощи москитной сетки. В одном из них помещались комары, а в другой добровольцы опускали руки, подставляя их для укусов. Оказалось, что кровососы с отключенным рецептором  IR8A практически не реагировали на предложенный «обед». Не проявляли они интерес и к одежде, пропитанной человеческим потом, который как известно тоже издает привлекательный для обычных комаров запах.

Ученые считают,  что это знание теперь поможет создать новые эффективные репелленты, способные маскировать человеческий запах, и тем самым предохранять от назойливых и небезопасных насекомых.

Свой метод применения новых знаний предложила ученая из Рокфеллерского университета в Нью-Йорке, Лора Дюваль. Она считает, что лучше всего не придумывать новые антиперспиранты с отпугивающим запахом, а напротив, использовать усилители человеческого запаха при создании комариных «ловушек».