Ученые из Швеции обнаружили, что вода существует в виде двух разных жидкостей

Москва, 11:30, 27 Июн 2017, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

Обычно мы рассматриваем жидкую воду как неупорядоченную среду с молекулами, перестраивающимися в короткий промежуток времени вокруг некоторой средней структуры. Однако теперь ученые из Стокгольмского университета обнаружили две фазы жидкости с большими различиями в структуре и плотности. Результаты основаны на экспериментальных исследованиях с использованием рентгеновских лучей.

Вода имеет много странных, аномальных свойств и ведет себя отлично от всех других жидкостей, например по температуре плавления, плотности, теплоемкости и еще в более 70 параметрам. Эти аномальные свойства воды являются предпосылкой для жизни, как мы ее знаем.

«Новое замечательное свойство состоит в том, что вода может существовать как две разные жидкости при низких температурах, где кристаллизация льда идет медленно», — говорит Андерс Нильссон, профессор химической физики Стокгольмского университета.

В большой рентгеновской лаборатории DESY в Гамбурге была исследована динамика воды и показано, что обе ее фазы на самом деле были жидкой фазой. Таким образом, вода может существовать как две разных жидкости.

Лед чаще всего является упорядоченной кристаллической фазой, но наиболее распространенная форма льда в нашей планетной системе является аморфной, неупорядоченной, и существуют две формы аморфного льда — с низкой и высокой плотностью. Две формы могут взаимно конвертироваться, и были предположения, что они могут быть связаны с низко- и высокоплотными формами жидкой воды. Экспериментально исследовать эту гипотезу было большой проблемой, которую сейчас преодолела стокгольмская группа.

Интересно, что сам пионер рентгеновского излучения, Вольфганг Рентген, также предположил, что вода может существовать в двух разных формах и что взаимодействие между ними может привести к ее странным свойствам.

Эти новые результаты не только создают общее понимание свойств воды при различных температурах и давлениях, но также и то, как на воду влияют соли и биомолекулы, важные для жизни. Кроме того, лучшее понимание воды может привести к новым технологиям очистки и опреснения воды в будущем.