Индонезия создает военно-морскую базу, чтобы защититься от назойливого Китая

Москва, 13:43, 11 Янв 2019, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

В процессе усиливающейся напряженности в Южно-Китайском море президент Индонезии Джоко Видодо выполнил свое двухлетнее обещание укрепить военное присутствие своей страны на Натуне Бесар, самом большом из нескольких сотен небольших островов на южной окраине водного пути.

Индонезийские официальные лица, знакомые с этим планом, говорят, что остров протяженностью 1720 километров — самая большая территория суши, которая чрезвычайно интересует Китай, становящийся все более напористым — скоро будет оснащен ракетной системой класса «земля-воздух», батальоном морской пехоты и модернизированными объектами авиа​​ и военно-морской базы. Военная база была открыта в середине декабря.

В 2017 году правительство подготовило обновленную национальную карту, на которой 200-мильная зона экономической отчужденности страны к северу от островов Натуна была переименована в Северное море Натуны — шаг, который впоследствии вызвал протесты со стороны Китая.

В официальном письме в посольство Индонезии в Пекине министерство иностранных дел Китая настаивало на том, что две страны имеют взаимные морские претензии в Южно-Китайском море и что переименование этого района не изменит этого факта.

Китай заявил, что смена названия усложнила и расширила «спор» и повлияла на мир и стабильность в регионе, но Джакарта отвергла это утверждение. Министр иностранных дел Индонезии Ретно Марсуди даже не упомянул об этом в ежегодном новогоднем обзоре на нынешней неделе.

Индонезия не претендует на оспариваемые острова Спратли и не признает каких-либо пограничных проблем с Китаем, чья пограничная карта, охватывающая большую часть Южно-Китайского моря, оспаривается различными претендентами, в том числе Малайзией, Вьетнамом, Тайванем и Филиппинами.

 

Беспокойные соседи из КНР

 

Но после нескольких незначительных инцидентов, которые Джакарта первоначально стремилась преуменьшить, напряженность усилилась в марте 2016 года, когда береговая охрана Китая отбила рыболовное судно, задержанное индонезийскими властями, основываясь на том, что это, по словам Пекина, было «традиционным китайским рыболовным промыслом».

Чиновников Индонезии поразило то, что два тяжело вооруженных судна береговой охраны КНР проникли через 12-мильную территориальную границу их страны, чтобы вернуть китайский траулер, который был пойман индонезийцами в глубине исключительной экономической зоны.

Две другие китайские рыбацкие лодки были перехвачены в мае и июне 2016 года, но с тех пор не было никаких новых случаев браконьерства, что свидетельствует о том, что Пекин, возможно, решил хотя бы на данный момент относиться к Индонезии иначе, чем к некоторым из ее меньших соседей.

Министр рыболовства Индонезии Суси Пуджиастути, однако, продолжает обвинять Китай в поощрении транснациональной преступности, подкупая владельцев индонезийских рыболовецких судов, чтобы перегружать их добычу на китайские материнские суда, расположенные недалеко от исключительной экономической зоны.

Пуджиастути запретил заход всех иностранных рыболовных траулеров в воды Индонезии еще в 2014 году, заявив, что они не выполняли соглашения о совместном предприятии и обошлись стране в миллиарды долларов потерянных доходов.

Источники, которые отслеживают движение рыболовного флота Китая, удивляются тому, как долго его траулеры остаются в море к северу и северо-востоку от вод Индонезийского архипелага, полагаясь на технологии для определения постоянно меняющихся моделей биомассы рыб.

Китайский рыболовный флот прикрывается морской милицией Китая, так называемыми «Третьими морскими силами», которые подчиняются командованию Народно-освободительной армии Китая (НОАК) и в основном участвуют в так называемых операциях «серой зоны» против Вьетнама и Филиппин в Южно-Китайском море.

 

Индонезийцы крепят оборону своей страны

 

Обещание Видодо усилить морскую оборону Индонезии подчеркивает решимость его правительства отстаивать национальный суверенитет, решая около десятка нерешенных вопросов, касающихся морских границ, с Малайзией, Сингапуром, Папуа-Новой Гвинеей, Восточным Тимором и Австралией.

Аналитики считают, что Вооруженные силы Индонезии развернут передовую ракетную систему средней дальности (AMRAAM) в Натуне Бесар, создав зонтик противовоздушной обороны, охватывающий более 100 квадратных километров.

Новое приобретенное оружие основано на ракетных комплексах американской компании Raytheon, которую Вашингтон одобрил для продажи Индонезии в 2016 году, когда ВВС страны получили из США дополнительные 24 отремонтированных истребителя F-16 для усиления передовых средств противовоздушной обороны.

Поговаривали также о том, что Натуна Бесар служит базой для некоторых из восьми новых ударных вертолетов AH-64E Apache индонезийской армии, вооруженных ракетами класса «воздух-земля» AGM 114R3 Hellfire.

Согласно военным источникам, главным аргументом в пользу того, что США в первую очередь продают вертолеты Apache Индонезии, была их предполагаемая роль в обеспечении свободного потока судоходства через кишащий пиратами и стратегически важный Малаккский пролив.

Это не единственная стратегическая проблема. За последних несколько лет резко возросла интенсивность движения через Зондский пролив, разделяющий индонезийские острова Ява и Суматра, поскольку мировые судоходные линии стремятся избежать заторов на водном пути Малакки.

Правительство Индонезии планирует удлинить 2500-метровую взлетно-посадочную полосу Натуна Бесар, которая в настоящее время используется как коммерческими, так и военными самолетами, и построить более крупный посадочный перрон, больше ангаров и улучшенные заправочные станции.

У Индонезии также есть грузовой самолет Super Hercules Lockheed Martin C-130J, который можно быстро настроить для длительных морских патрульных операций с помощью монтируемого на нем радара и датчиков.

ВВС Индонезии также, вероятно, разместят беспилотные летательные аппараты (БПЛА) на острове, чтобы расширить свои разведывательные возможности над газовыми месторождениями восточнее Натуна и на оживленных судоходных путях, пересекающих северные подходы к Яванскому морю.

Дипломатические источники сообщают, что Индонезия в настоящее время пересматривает свое решение о покупке четырех БПЛА Wing Loong 1 от Авиационной промышленной корпорации Китая для эскадрильи БПЛА в Понтианаке, Западный Калимантан, в 460 километрах к юго-востоку от Натуна Бесар.

Вместо этого в настоящее время рассматриваются беспилотники Anka компании Turkish Aerospace Industries, которые могут оставаться в воздухе до 24 часов и уже зарекомендовали себя в миссиях наблюдения и вооруженной разведки над Сирией.

Эскадрилья БПЛА «Калимантан» была создана в 2007 году после покупки четырех израильских беспилотников AeroStar, оснащенных электрооптическими и инфракрасными датчиками, для наблюдения с дальностью полета более 250 километров.

Индонезийский военно-морской флот взял на себя большую часть патрулирования в Северном море Натуны после целого ряда инцидентов с Китаем в 2016 году, но источники, знакомые с наращиванием военной мощи, говорят, что Натуне Бесар понадобится несколько лет, чтобы превратиться в полноценную базу.

Это будет означать накопление топлива на острове для улучшения дальности и эффективности морских операций, в дополнение к двум нефтяным танкерам, которые недавно были приписаны к флоту для ускорения пополнения запасов топлива вдали от берега.

Несмотря на все внимание к Натуна Бесар, аналитики говорят, что у индонезийских военачальников есть способы выработать комплексную и сплоченную морскую стратегию.

 

«У них до сих пор нет доктрины осведомленности в морской сфере», — говорит один иностранный эксперт. «Они понимают, что им нужно делать, но им нужно решить, кто возглавит. Систематизация и кодификация обмена информацией — серьезное дело, и нет места для соперничества между службами».

Но по одному всеобъемлющему вопросу, который также лежит в основе внешней политики Индонезии, у эксперта мало сомнений: «Они действительно серьезно относятся к сохранению и защите своего суверенитета».