Новые технологии помогают археологам выяснить, где и когда были одомашнены лошади

Москва, 17:52, 07 Мар 2020, редакция FTimes.ru, автор Сергей Кузнецов.

Во все более урбанизированном мире мало кто все еще ездит на лошадях по делам. Однако еще относительно недавно люди, товары и идеи верхом перемещались на огромные расстояния, формируя властные структуры и социальные системы. От торговых путей Великого шелкового пути или монгольской империи лошади были двигателями древнего мира.

Где, когда и как люди впервые одомашнили лошадей?

Отслеживание истоков одомашнивания лошадей в доисторическую эпоху оказалось чрезвычайно сложной задачей. Лошади и люди, которые заботятся о них — имеют тенденцию жить в отдаленных областях пастбищ, часто передвигаясь и оставляя только следы в археологических записях. В степях, пампасах и равнинах мира исторические записи часто неоднозначны или отсутствуют, археологические памятники плохо изучены, а исследования публикуются на различных языках.

В основе сложной проблемы лежит более простая: как отличить «домашнее» животное от его дикого родственника? Что это вообще значит быть «одомашненным»? И могут ли ученые проследить этот процесс в археологических памятниках, которым тысячи лет и которые часто представляют кучу костей?

Археозоологи работают в области науки, которая стремится разработать способы сделать это — и с помощью новых технологий, недавние исследования дают неожиданные ответы.

В поисках следов одомашнивания

Анализируя кости лошадей из археологических памятников по всей Евразии, ученые 20-го века спорили о том, могут ли изменения в размере и форме костей лошади отражать влияние контроля человека. Они обсуждали, оставит ли управление домашним стадом узнаваемые закономерности по возрасту и полу лошадей в археологических данных.

Без согласованных критериев того, как распознать одомашнивание лошадей в археологических отчетах, возник ошеломляющий диапазон различных идей.

Почти в каждом уголке мира с луговыми экосистемами и дикими лошадьми различные исследователи предположили, что одомашнивание началось в Анатолии, Иберии, Китае и даже в Северной Америке. Еще несколько диковинных моделей предполагали начало одомашнивания лошадей еще в последний ледниковый период, около 20 000 лет назад.

К концу 20-го века ключевой прорыв в дебатах произошел, когда исследователи признали, что использование мундштуков уздечки может нанести уникальный ущерб зубам лошади.

Зубы лошади демонстрируют повреждение передней части второго премоляра, вызванное металлическим мундштуком

Тем не менее, сложный характер археологических данных сделал поиск приручения лошадей процессом проб и ошибок. Например, одна известная лошадь из Дериевки в Украине, казалось, указала на одомашнивание лошадей в Восточной Европе уже около 4000 г. до н.э. — до тех пор, пока научные датировки не показали, что это животное проживало около 600 г. до н.э.

Доказательства из Казахстана

В конце 2000-х годов распространение научных исследований, казалось, сузило поле до единого, убедительного ответа на первое одомашнивание лошади.

Исследователи сосредоточились на местности под названием Ботай в северном Казахстане, возникшем около 5500 лет назад. Почти 100% костей животных, которые они идентифицировали, были от лошадей. Эти животные были убиты и съедены, а их кости использовались для изготовления различных инструментов. Некоторые были похоронены в ритуальных ямах.

Первоначально скептики утверждали, что возрастные и половые особенности ботайских лошадей не соответствуют домашнему стаду. Разведение включает в себя отбор молодых, главным образом самцов животных, и слишком многие из этих останков были от взрослых и самок.

Тем не менее, отдельные зубы, найденные в Ботай, имели явный износ. И в открытии, сделанном в 2009 году, новая методика, которая анализирует древние жировые остатки, предположила, что керамические сосуды, найденные в Ботай, когда-то содержали продукты из конского молока. Если это правда, то это будет означать, что люди выращивали и заботились о лошадях, которые его произвели.

Это новое биомолекулярное свидетельство, казалось, помещает одомашнивание лошади глубоко в прошлое, около 3500 г. до н.э. Если люди ели и доили лошадей, логика диктовала, что они, должно быть, также ездили на них.

Многие исследователи пошли дальше, используя эту раннюю временную шкалу, чтобы утверждать, что одомашнивание лошадей положило начало распространению индоевропейских народов и языковых групп по всему континенту около пяти или шесть тысяч лет назад.

Новые методы ставят под сомнение Ботай

С началом 2020-х годов темпы технологических инноваций в археологии продолжают ускоряться. И новые археологические данные начали поступать из недостаточно изученных районов.

Благодаря совершенствованию методов новая информация вызвала серьезные сомнения в отношении ботайской / индоевропейской модели одомашнивания.

В исследовании 2018 года французская исследовательская группа показала, что лошади Ботай на самом деле были вовсе не домашней лошадью (Equus caballus), а вместо этого Equus przewalskii — лошадью Пржевальского, диким животным без документально подтвержденных доказательств управления человеком.

Табун диких лошадей Пржевальского на закате в национальном парке Хустай, Монголия

В другом проекте, использующем древний анализ ДНК человеческих останков из Ботай, не было выявлено генетических связей между древними жителями этого района и индоевропейскими группами, что подрывало идею о том, что одомашнивание лошадей в Ботай стимулировало континентальное расселение лошадей.

В последующем хаосе исследователи должны теперь найти способ собрать историю лошади и найти объяснение, которое соответствует этим новым фактам.

Некоторые, в том числе исследователи конского ДНК, которые опубликовали новые открытия, теперь предполагают, что Ботай представляет отдельное, неудачное событие приручения лошади Пржевальского.

Другие ученые теперь пытаются переоценить археологические и исторические записи о первоначальном одомашнивании лошади с более скептическим взглядом.

На момент написания этой статьи самые старые четко идентифицированные останки современной домашней лошади, Equus caballus, датируются лишь примерно 2000 годом до нашей эры — на погребениях из России и Средней Азии. Отсюда, исследователи устремляются назад во времени, пытаясь найти «большой взрыв» в отношениях между человеком и лошадью.

Четких ответов нет, но надо идти вперед

Новые данные из мест, обычно оставляемых вне диалога, таких как Монголия, могут помочь заполнить пробелы в истории одомашнивания лошадей.

Ученые недавно извлекли белки из зубов древних пастухов Монголии, которые наводят на мысль о скотоводах, живших около 3000 г. до н.э., которые пили молоко крупного рогатого скота, овец или коз — без доказательств, что они пили молоко от лошадей.

На самом деле, большая часть Центральной Азии, возможно, вообще не имела домашних лошадей до 2000 года до н.э. Другое недавнее исследование предполагает конец второго тысячелетия до нашей эры, сделавшем скачок в распространении домашних лошадей по всему континенту — возможно, потому что инновация верховой езды произошла намного позже, чем обычно предполагали исследователи.

Теперь возникает насущный вопрос: где первые предки современной домашней лошади впервые оказались под опекой человека? И что это говорит исследователям об последующей человеческой истории?

В ближайшие десятилетия история людей и лошадей, вероятно, будет драматически переписана — возможно, не раз.

Археологи должны продолжать использовать передовые технологии, постоянно переоценивая старые выводы, сделанные с помощью более ранних методов. ДНК и биомолекулярные данные должны быть в сочетании с другими видами информации, такими как скелетные подсказки, которые могут рассказать нам о том, как лошадей обуздывают, используют или заботятся о них. Это может помочь отличить диких лошадей от ранних домашних лошадей, управляемых людьми.

Идентификация видов из археологических памятников должна быть с использованием ДНК, а не предполагаемой (как в Ботай) — и каждый образец должен быть непосредственно радиоуглеродным, чтобы определить его возраст, а не смешиваться с другими подобными объектами и датироваться с помощью догадок (как в Дериевке).

Что наиболее важно, археологи должны продолжать углубляться в археологические данные о пустынных и пастбищных районах Старого Света — Восточной Европе, России, Центральной Азии, Монголии и других местах, где еще не все тайны прошлого были раскрыты.