«Детёныш кукурузника»: почему проект модернизации АН-2 на АН-3Т с треском провалился в России

Фото: ShutterStock
ГЛАВНАЯ / Новости России

Москва, 28.10.2021, 11:06:52, редакция FTimes.ru, автор Евгений Омельченко.

АН-2 – легендарный советский самолет, который выпускался с 1947-го по 1992-й годы. В народе получил название «кукурузник», однако такое шутливое наименование не умаляло достоинств этого транспортного средства. Он использовался как для гражданских перевозок, так и в хозяйственных нуждах. Время не стояло на месте, и конструкторы решили создать обновленную версию «кукурузника» — АН-3. Эта затея не увенчалась успехом.

Модернизация АН-2 затянулась и была прервана из-за распада СССР

Советский самолет АН-2 вошел в историю, как самый рекордно выпускаемый (18000 экземпляров) биплан в мире. Казалось бы, его конструкция была настолько простой, но этот летательный аппарат использовали сорок пять лет не только в России, но и в других странах. Да и сейчас экземпляры можно встретить повсеместно, хоть они уже не выпускаются.

Советский «кукурузник» был простым и дешевым в производстве. В конце двадцатого столетия он казался безнадёжно устаревшим, поэтому в России решили реализовать амбициозную идею модернизации АН-2. Эта модернизация назревала уже давно, ведь используемый в самолете поршневой двигатель АШ-62ИР устарел еще в 70-е годы. На КБ Антонова всерьез занялись разработкой обновленного АН-3.

Разработка и первые испытания АН-3 затянулись на долгие годы. В тот период конструкторское бюро Антонова в большей мере занималось производством лайнеров для пассажирских перевозок. В 1989-м году АН-3 был готов к массовому выпуску, но вот незадача – к тому моменту он оказался никому не нужен. В те годы Советский Союз доживал последние «месяцы жизни» и вскоре канул в лету, а на смену ему пришла независимая Российская Федерация. В «лихие» девяностые точно было не до самолетов.

К проекту модернизированного АН-3 вернулись только в начале двадцать первого столетия, когда экономическая обстановка в России более-менее стабилизировалась. Тогда пришло понимание того, что в наследство от СССР у бывших союзных республик остались тысячи устаревших «кукурузников». Однако разработка АН-3 производилась не усилиями легендарного конструкторского бюро Антонова, а Омским мотостроительным КБ.

Стоимость переоборудования АН-2 на АН-3Т в 250 тыс. долларов оказалась неподъемной

Итак, новенький самолет оснастили турбовинтовым движком ТВД-20, заменили обшивку крыла, установили аварийный выход, оборудовали современную навигационную систему. В сельскохозяйственных нуждах спрос на АН-3 был низким, поэтому стали выпускать его транспортную версию АН-3Т. Первый полет обновленного «кукурузника» состоялся в 1998-м году.

Казалось бы, открываются широкие перспективы, ведь стоимость одного обновления АН-2 на АН-3Т составляла 250 тысяч долларов, а в качестве топлива можно было использовать керосин. АН-3Т мог перевозить до девяти пассажиров или 1800 килограмм груза на расстояние в 750 километров. Он развивал скорость до 255 километров в час. Однако по итогу за десять лет с 2000 по 2009-й выпустили всего двадцать пять экземпляров.

Реальность оказалась суровой, ведь владельцам старых АН-2 оказалось невыгодно тратить 250 тысяч долларов на их модернизацию. Проще было «выжимать все соки» из старых «кукурузников», так что вся надежда была на крупные государственные заказы. Сначала АН-3Т заинтересовались в МЧС, но этот интерес быстро исчерпался после закупки нескольких пробных изделий. Проект «реанимации» АН-2 с треском провалился.

Причиной этому можно назвать слишком долгое ожидание. С обновлением затянули настолько, что за это время СССР распался, а России «кукурузники» оказались не нужны по такой высокой цене. Государственная поддержка авиации прекратилась. Так что остается только использовать очень старые АН-2 до тех пор, пока они полностью перестанут работать. Тогда на российской «малой авиации» можно будет «поставить крест».

Комментарии

Ваше мнение

Подпишись на канал FTimes в Яндекс.Дзен

Реклама