Алмазы помогли учёным узнать о самом крупном столкновении тектонических плит

Москва, 09:23, 08 Июл 2021, редакция FTimes.ru, автор Полина Белкина.

Любой школьник ответит, что самый высокий горный массив в мире — это Гималаи, а если он еще и отличник по географии, то назовет высоту Эвереста. Пик этой горы расположен на высоте 8848 м над уровнем моря, и находится на границе Непала и Тибетского автономного края Китая.

Эверест, высота 8848 м над уровнем моря

Но геологи нашли доказательства, что так было не всегда. Оказывается, на территории современной Норвегии располагались горы, превосходившие Гималаи по высоте. Норвежское научно-популярное издание опубликовало статью, где приводятся факты, подтверждающие наличие таких горных гигантов.

Как они возникли и куда пропали, разбираемся на основе материалов Forskning.

Алмазы как доказательство

Древние норвежские горы ученые называют Скандинавскими каледонидами. Доказательством их исключительной высоты выступают алмазы, которые были обнаружены в Мёре-ог-Ромсдале, где, предположительно, и располагался пик этого древнего горного массива.

Как же алмазы соотносятся с высотой? Алмазы образовываются только у корней очень высоких гор. Что за корни у гор? Да, они действительно есть. С корнями гор сравнивают земную кору под горными массивами. Если условно сделать сечение Земли через центр, то мы увидим, что под горными участками земная кора более толстая и глубоко погружена в магму. Под действием колоссального давления из углерода образуются супертвердые породы, а именно алмазы. Драгоценный минерал, встречающийся сегодня в Норвегии, вероятно, сотни миллионов лет назад находился на глубине порядка 100 километров.

Как возникают горы

Тектоника плит — это теория о том, что литосферные плиты, из которых состоит земная кора, находятся в постоянном движении.

Немецкий ученый Альфред Вегенер сделал большой вклад в изучение движения тектонических плит. Еще будучи маленьким мальчиком, он, рассматривая глобус, поражался тому, что африканский и южноамериканский континенты идеально соединяются между собой, как паззлы. Вегенер пришел к выводу, что земная кора сложена из огромных кусков, которые то надвигаются друг на друга, то удаляются. В случае, если плиты сталкиваются, образовываются горные массивы, а при раздвижении кора дает трещины и разломы.

Результатом самых сильных столкновений плит стало образование Скандинавских каледонидов, Альп и Гималаев.

Итак, полтысячи миллионов лет тому древние континенты Лаврентия и Балтика начали встречное движение. Тогда часть морского дна и архипелага, который располагался между современной Норвегией и Гренландией, вдавились вглубь Балтики, то есть под Норвегию.

Так возникли гигантские Скандинавские каледониды, Гренландия их буквально затолкала вглубь континента в юго-восточном направлении.

Но не прошло и 100 миллионов лет, как Балтика и Лаврентия стали расходиться, и произошло удивительное явление — Скандинавские каледониды начали сдвигаться обратно! Ученым неизвестно, почему так произошло. Есть тому две гипотезы: либо они начали соскальзывать вниз, когда Гренландия ослабила давление, либо Европейская плита начала давить на каледониды.

Так или иначе, Гренландия пока “возвращаться” не собирается, она до сих пор отдаляется от Норвегия, при этом увеличивается Атлантический океан и уменьшается Тихий.

Полностью ли исчезли Скандинавские каледониды

Горы современной Норвегии достаточно массивны, но вот земная кора под ними как для таких гор тонковата. Основываясь на этом, некоторые геологи считают, что это корни каледонидов поднялись вверх, вот почему стало возможным обнаружение алмазов и сланцев.

Другие исследователи предполагают, что современные горы — это и есть остатки Скандинавских каледонид, а не их корни.

Иногда нам может показаться, что изучено уже почти все, но ученым до сих пор есть над чем биться. Наша планета так разнообразна и загадочна, что быстрее исчезнут Гималаи, чем мы скажем с уверенностью: “Человек изучил все!”.