Младенцы видят мир по-другому, или что такое визуальная обратная маскировка?

Фото: ShutterStock
ГЛАВНАЯ / Новости науки

Москва, 30.07.2021, 08:40:52, редакция FTimes.ru, автор Богдан Ефимчук.

В фильмах и книгах младенцам приписывали способность видеть, ощущать такое, чего не способен взрослый человек. Биология «говорила» об обратном, ведь у младенцев мозг менее развит и восприимчив, чем у взрослых. Но учёные могли ошибаться.

Недавно группа японских исследователей обнаружила область визуального восприятия, благодаря чему ребенок действительно может видеть то, что недоступно взгляду его родителей.

В пресс-релизе, где рассказано о недавнем научном прорыве, говорится: «У нас есть возможность определить объект, даже если он находится перед нашими глазами в течение недолгого времени. Но если следующий объект отображается сразу после появления первого, то восприятие первоначального объекта ухудшается, и мы его резко забываем».

Ученые назвали это явление «визуальной обратной маскировкой». С помощью него изучаются процессы обработки и хранения информации внутри нашего мозга. Эта способность отвечает за забывание исходного объекта в поле нашего зрения даже тогда, когда второй полностью не перекрывает его. Согласно последним исследованиям, младенцы (особенно младше семи месяцев) не имеют этого ограничения, и с поразительной точностью запоминают как исходный, так и заменяющий его объект.

Маскировка зрения – для чего она нужна?

Ученые университета Тюо (Токио) решили протестировать эту «маскировку». Об эксперименте вышла статья под названием «Восприятие невидимых замаскированных объектов в раннем младенчестве» в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. В ней изложена гипотеза, что на стадии своего развития младенцы младше 7 месяцев могут вспомнить первый увиденный объект даже в том случае, если ранее была попытка его «замаскировать».

Научный сотрудник Университета Тюо Юсуке Накашима сказал: «Мы применили обратную маскировку к младенцам в возрасте 3-8 месяцев, чтобы подробнее изучить действие этого визуального процесса. Недавние исследования в области науки о зрении показали важность обработки обратной связи во время визуального восприятия, но ее развитие сейчас плохо изучено».

Ученые надеялись доказать, что младенцы в раннем возрасте действительно могли запомнить свою самую первую увиденную картинку.

Проверка гипотезы

Чтобы проверить эту гипотезу, Юсуке Накашима и его команда показали младенцам изображения различных лиц на экране компьютера, после чего сразу же поменяли картинку. В 50% случаев они меняли изображение с лицом на картинку с лицом в маске. Было доказано, что малыши старше 7 месяцев не узнавали лицо, которое было показано ранее.

Вторая половина исследования заключалась в том, что картинка с лицом была заменена пустым изображением. Испытуемые в возрасте 3-6 месяцев в теории должны вспомнить первоначальное изображение, глядя на пустой файл.

В отчете об исследовании говорится: «Младенцы, как правило, дольше смотрят на лица по сравнению с другими объектами». Если процесс визуальной маскировки не осуществляется, ребенок будет сконцентрирован на пустом изображении.

Второй тест показал следующий результат – младенцы и дети старше 6 месяцев продолжали смотреть на пустой экран, видя на нем лицо, которое было показано ранее. Но первый тест с маской доказал, что более развитый мозг обладает лучшей визуальной маскировкой, и в большинстве случаев дети старше 6 месяцев забывали лицо, увиденное ранее.

Был проведен тест с детьми в возрасте 7-8 месяцев, и у них уже присутствовала визуальная обратная маскировка – испытуемые видели только «голову в маске», забывая полное очертание лица на картинке. В отчете указано: «Младенцы в возрасте 3-6 месяцев могли воспринимать лица даже тогда, когда изображения параллельно сопровождались картинками лиц в маске. Это указывает на то, что процесса визуальной маскировки не происходило, а значит, младенцы могут видеть то, что не могут люди старше 7 месяцев».

Преимущества исследования

Работа команды Университета Тюо дала два отличных результата:

  1. они продемонстрировали, что механизмы обработки визуальной информации резко меняются в течение вторых шести месяцев жизни человека;
  2. результаты тестов показали, что способность воспринимать и вспоминать объект у младенца в возрасте до 6 месяцев осуществляется легче, нежели у старшего ребенка.

Масами Ямагути, профессор Университета Тюо, заявил следующее: «Это может показаться нелогичным. Вместо этого можно было бы предположить, что важные визуальные способности были приобретены в результате созревания обработки зрительной обратной связи».

В исследовании нет намеков на продолжение работы научных сотрудников в этой сфере, но, безусловно, результаты сделали вклад в изучение человеческой анатомии. И, возможно, это доказывает беспричинный плач ребенка. Многие думают, что он голоден, а на самом деле он просто видит то, что не можем увидеть мы.

Комментарии

Ваше мнение

Подпишись на канал FTimes в Яндекс.Дзен

Реклама


Читайте также: